Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Европы :: Мифы Славян :: Е.Л. Мадлевская - РУССКАЯ МИФОЛОГИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 291
 <<-
 
Масленицу  изображали  в  виде  деревянной  статуи,  в  Калужской —  в 
качестве  основы  изображения  использовали  деревянный  толкач  или 
бревно, а в некоторых деревнях на Псковщине роль Масленицы играла 
снежная  баба.  Кроме  основного  названия  персонаж  могли  наделять  и 
личным  именем —  Авдотья,  Гаранька,  Полюшка.  В  Нижегородской  и 
Вологодской  губерниях  чучело  называли «бабой»,  или «бабкой»,  а  на 
Брянщине — «покойником». 
В некоторых местностях в обрядах встречи и проводов Масленицы 
роль главного персонажа мог исполнять специально выбранный человек, 
ряженный  соответствующим  образом:  в  разномастную  мужскую  или женскую  
одежду,  ветхую  и  рваную.  В  Московской  губернии  ряженый, 
которого сопровождала шумная толпа односельчан, выезжал с песнями и 
кривляниями  в  поле  или  в  лес  на  лошади,  запряженной  в  старые 
разваливающиеся  сани  и  убранной  рваными  рогожами,  мочалами, 
лаптями  и  подобными  предметами.  После  инсценировки  проводов 
Масленицы  ряженый  переодевался  в  обычную  одежду,  и  затем  все 
участники шествия возвращались в деревню. На Вологодчине ту же роль 
исполнял молодой  парень:  он  разъезжал  на  детских  санках,  в  которые 
был запряжен маленький жеребенок в соломенной сбруе. В Пензенской 
губернии парня с помелом и кочергой в руках возили по деревне на двух 
перевернутых  боронах,  которые  тянули  телята  и  жеребята.  На 
Владимирщине  Масленицу  изображал  мужик,  сидящий  на  колесе  на 
верху  шеста,  который  был  закреплен  в  больших  санях.  В  руках  он 
держал бутылку вина и калач. 
Если,  с  одной  стороны,  Масленица  воплощала  собой  сытость  и 
достаток,  то  с  другой —  она  соотносилась  с  понятием  старости, 
изжитости  и  смерти,  что  отражалось  в  таких  обязательных  деталях 
персонажа,  как  рваная  и  нелепая  одежда,  старые,  ветхие  сани  для 
выезда и другие атрибуты, в именовании его «бабкой», «покойником», а 
в  витебской  традиции — «дедом»,  а  также  непосредственно  в  ритуале 
«проводов-похорон» Масленицы. 
Встреча  Масленицы  в  некоторых  местах  представляла  собой 
особый  ритуал,  состоящий  в  почетном  ввозе  приготовленного  чучела  в 
селение  из-за  околицы  в  сопровождении  большого  количества  людей. 
Праздник  начинался  на  возвышенном  месте  в  деревне  или  на 
специально возведенной катальной горе. Первыми Масленицу встречали 
дети и молодежь. Они закликали «дорогую гостью»: 
О, мы Масленицу устречали, 
Устречали, лёли, устречали, 
Мы сыр с масельцем починали… 
Мы блинкам гору устилали… 
Сверху масельцем поливали… 
Как от сыра гора крута… А от масла гора ясна… 
В  некоторых  местностях  перед  началом  масленичных  катаний  с 
горы  на  ее  вершине  кто-либо  произносил  шутливый  приговор: 
«Масленица тонка, высока, поджара, на катушку прибежала. Подхватили 
молодцы, посадили на санки, скатили больно далеко, поглянулось очень 
хорошо». После того как приветствия были пропеты и проговорены, сани 
с чучелом Масленицы спускали вниз с горы, что сопровождалось визгом 
и  хохотом  всех  собравшихся: «Приехала  Масленица!  Пришла 
Масленица!»  Девушки  и  дети  начинали  кататься  с  горки,  и  с  этого 
момента  праздник  считался  начавшимся.  Когда  встреча  Масленицы 
совпадала с зарождением нового месяца, говорили, что он «окунул рог в 
масло»,  и  это,  по  народным  поверьям,  считалось  хорошим 
предзнаменованием — сулило богатый урожай. 
Проводы Масленицы,  приуроченные  к  последнему  дню  праздника 
—  вечером  в  Прощеное  воскресение,  иногда  в  Чистый  понедельник — 
представляли собой еще более развернутое обрядовое действо. В южных 
и  центральных  губерниях  России  оно  включало  специальный 
масленичный  поезд  из  лодок,  саней  и  большого  количества  ряженых 
персонажей.  В  иных  местах  масленичный  поезд  насчитывал  до 
нескольких  сот  лошадей.  Главным  действующим  персонажем  в  поезде 
являлось  масленичное  чучело  или  изображавший  Масленицу  человек. 
Поезд объезжал всю деревню, при этом все сопровождавшие его громко 
пели,  смеялись и кричали;  затем Масленицу увозили  за околицу, а  там 
чаще  всего  разрушали  и  разбрасывали  по  полю,  засеянному  озимыми, 
либо  сжигали;  в  редких  случаях  закапывали  в  землю  или  топили  в 
проруби  на  реке.  Любой  из  способов  уничтожения  чучела  мог 
называться «похоронами Масленицы». 
В  сожжении  масленичной  куклы  обязательно  принимали  участие 
все  жители  села  или  деревни,  но  главным  исполнителем  ритуала 
являлась  молодежь.  Приготовление  костра  девушки  сопровождали 
жалобной песней: 
Шли, пошли солдатушки из-за Дона, 
Несли ружья заряжены, Пускали пожар по дубраве, 
Все елки, сосенки погорели 
И сама масленица опалилась 
После  этого  парни  поджигали  костер,  куда  все  бросали  остатки 
скоромной пищи масленичного периода — блины, лепешки, яйца. После 
того как огонь прогорал, парни, девушки и дети начинали прыгать через 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 291
 <<-