Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Европы :: Мифы Славян :: Е.Л. Мадлевская - РУССКАЯ МИФОЛОГИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 291
 <<-
 
Вместе  с  тем  Масленица  очевидно  приходилась  на  момент  стыка 
холодного и  теплого времен  года и стала восприниматься как праздник 
проводов  зимы  и  встречи  весны.  Древние  языческие  ритуальные 
действия  встречи  весны  были  направлены  на  ее  приближение,  на 
стимулирование  оживления  природы  после  дня  весеннего 
равноденствия. 
Помимо  обязательности  обильного  угощения Масленица  включала 
в  себя  широкий,  но  четко  регламентированный  комплекс  правил, 
обрядовых  действий  и  развлечений.  В  ней  переплелись  ритуалы 
аграрного и семейного характера, имеющие по отношению друг к другу 
взаимозависимое  значение.  Наиболее  важными  элементами, 
составлявшими суть праздника, были следующие: поминальные обряды, 
связанные  с  культом  предков;  обычаи,  относящиеся  к  чествованию 
молодоженов (смотры  и  окликание  пар-первогодков,  гостевание  их  у 
родственников и знакомых и др.); масленичные развлечения (катание с 
ледяных  гор и на лошадях, кулачные бои, в ряде местных  традиций — 
строительство  снежных  городков  и  т. д.),  некоторые  из  которых  имели 
ритуальное  значение;  обряды  встречи  и  проводов  Масленицы, 
включающие  зажигание  костров, «похороны»  Масленицы,  создание 
масленичных поездов, ряженье. 
Порядок  проведения  Масленицы  и  акцент  на  тех  или  иных 
обрядовых составляющих в разных местностях имел свои особенности. В 
северных губерниях основное внимание уделялось семейной обрядности, 
касающейся  молодоженов  и  молодежи  вообще.  В  центральных, поволжских  и  
южнорусских  губерниях  большее  развитие  получили 
ритуалы проводов Масленицы. 
Масленица воплощала сытость, довольство, веселье и разгул, с чем 
связано  традиционное  величание  ее «широкой», «разгульной», 
«обжорой», «пьяницей».  Участники  уличных  гуляний,  характеризуя 
изображение  Масленицы,  кричали: «Толстая  масленица.  Блинов 
объелась,  обожралась!»  А  в  обрядовых  песнях  ее  эпитетами  были 
«широкорожая», «полизуха», «блиноеда», «жи-роеда»  и  подобные. 
Чтобы  в  наступающем  хозяйственном  году  сопутствовали  удача  и 
благополучие, следовало «потешить масленицу» — щедро ее встретить и 
достойно  проводить.  В  народе  говорили: «Xоть  с  себя  что  заложи,  а 
масленицу проводи». Считалось, что если не отдать дань празднику, то в 
течение года будут преследовать нужда да горькая беда. 
Название  Масленицы  как  календарного  праздника  было 
перенесено  на  символический  антропоморфный  персонаж,  который 
крестьяне  радостно  встречали  в  начале  масленичной  недели,  а  в 
воскресенье —  провожали.  Масленицу  изображали  в  виде  чучела  из 
растительного  материала.  Установленное  в  месте,  где  обычно 
происходили  гуляния,  оно  в  течение  недели  было  центром,  около 
которого  устраивались  катания  с  гор,  многочисленные  игры  и 
увеселения  всех  жителей  селения.  А  по  истечении  масленичных 
празднований  оно  становилось  главным  персонажем  важного 
земледельческого  обрядового  действа.  Этот  персонаж  мог  быть 
представлен  не  только  в  виде  чучела,  но  и  ряженым  человеком, 
исполнявшим в обряде ту же роль. 
Изготовление  чучела Масленицы и  обряд  его «проводов-похорон» 
были  известны  почти  на  всей  русской  территории;  сожжение  чучела 
редко встречалось лишь на Русском Севере и в поволжских районах. 
Как  правило,  масленичное  чучело  делали  молодые  замужние 
женщины  и  девушки,  собиравшиеся  для  этого  в  доме  какой-нибудь 
пожилой  крестьянки.  Только  в  некоторых  местах  в  Сибири  этим 
приготовлением, кроме женщин, занимались и молодые парни. При этом 
солому  для «тела»  Масленицы  и  все  предметы  ее  убранства  было принято  
собирать  из  разных  домов  или  покупать  в  складчину,  чем 
подчеркивалась  причастность  общедеревенской  Масленицы  к  каждой 
крестьянской семье. 
Обычно  чучело  делали  в  виде  фигуры  в  человеческий  рост, 
имевшей женский или мужской облик. В качестве основы использовали 
сноп  соломы,  который  могли  закреплять  на  деревянной  крестовине.  К 
основе  веревкой  привязывали  голову  и  руки  из  жгутов  соломы  и 
прикрепляли  большую  грудь  из  пучков  пеньковых  очесов. 
Приготовленное  чучело  обряжали  в  женскую  одежду —  сарафан  или 
поневу,  в  зависимости  от  того,  какой  комплекс  костюма  бытовал  в 
данной  местности,  рубаху,  платок.  Наряд  Масленицы  был  обязательно 
старым, из ветхой и рваной одежды, иногда на нее надевали еще шубу, 
вывороченную  мехом  наружу.  В  некоторых  местах  основу  из  соломы 
просто обматывали  тряпками  так, чтобы «читались» части  тела. Иногда 
на  соломе  рисовали  углем  глаза  и  рот,  а  в  качестве  носа  втыкали 
морковку. 
При  изготовлении  масленичному  персонажу  старались  не  просто 
придать  форму  человеческого  тела,  но  и  подчеркнуть  половые 
особенности:  если  Масленицу  делали  в  женском  облике,  у  нее 
обязательно изображали гипертрофированную грудь, если же в мужском 
—  к  основе  специально  приделывали  изображение фаллоса. Атрибутом 
чучела  Масленицы  были  сковорода,  помазок  и  блин  как  символы 
скоромной пищи и масленичных  гуляний. Кое-где в Пермской  губернии 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 291
 <<-