|
«воскресением» Костромы после «смерти».
В народном сознании ритуальные похороны знаменовали собой
переход от весны к лету. Не случайно в текстах обрядовых песен слово
«весна» нередко используется как синоним Костромы:
Костромушку да наряжали
Девки весну провожали Пройдет весна, да Троица,
Все забавы скроются.
Значение обряда связано с идеей весеннего возрождения сил
природы. Его исполнение являлось магическим действом, направленным
на получение урожая, а сама Кострома воспринималась как символ
плодородия. С идеей плодородия соотносится эротический элемент в
образе Костромы, свойственный большинству сезонных персонажей
троицко-купальского цикла и более ярко выраженный в украинской
традиции: при создании чучела Коструба, зачастую изображавшего
мужчину, подчеркивались его половые признаки. Кроме того, с идеей
продуцирования плодородных сил и обеспечения урожая связан мотив
вызывания дождя, содержащийся в обрядах с участием Костромы и в
сопровождающих их текстах. Так, во Владимирской бернии над
Костромой во «гробе» пели:
«Спишь ли, милая Костромка,
Или чего чуешь?»
Девица-красавица
Водицу носила,
Дождика просила:
«Создай, боже дождя,
Дождичка частого,
Чтобы травоньку смочило
Костроме косу остру притупило»
Как это часто бывает в традиционной культуре при изживании
значимости обряда и утрате его магического значения, «похороны
Костромы» во многих местностях потеряли временную приуроченность к
своим календарным срокам и превратились в игру, зачастую детскую, с
игровым персонажем Костромой. Вместе с тем в игровых текстах
сохранились детали, отражающие связь образа Костромы с архаичной и
важной для мифологического сознания идеей цикличности жизни — как
человека, так и растений. В игровых вариантах, достаточно редких,
содержится сценарий полного жизненного цикла персонажа. Тексты же
некоторых игр с участием Костромы представляют собой описания
технологических процессов обработки культурных растений. Так, в
детской игре, записанной в Xерсонской губернии, Кострубонька,
находясь в центре круга участников, изображает все процессы
обработки земли (пахоту, боронование), сева и уборки хлеба (жатву,
вязание снопов), а также обработки зерна (обмолот, помол). После всего
сделанного Кострубонька умирает, и его тащат в ров. Аналогичен сюжет
брянской игры, где Кострома демонстрирует все приемы обработки
волокна: она его мочит, мнет, треплет, чешет, прядет, затем снует
нитки, навивает их на ткацкий стан, ткет, и, наконец, мочит и колотит
холст. Закончив работу, Кострома заболевает, соборуется и умирает, но
затем вскакивает и начинает танцевать.
Игра в Кострому имеет более широкое географическое
распространение, чем сохранявшийся на рубеже XIX–XX веков
земледельческий ритуал.
Масленица
Масленица как сезонный персонаж у славян являлась воплощением
плодородия и вместе с тем зимы и смерти. Изображение же Масленицы,
которое находилось в центре внимания крестьянской общины в течение
всего масленичного цикла, воспринималось как символ праздника.
Масленица относится к типичным языческим празднованиям,
посвященным смене времен года и, в этой связи, значимым для
крестьянского сознания. Первые сведения о Масленице с описанием
всего того, что происходило в ее временных рамках, можно найти в
письменных источниках не ранее XVI века, хотя Мясопуст, как еще
называлась Масленичная неделя, упоминался уже в Несторовской
летописи при описании эпидемии язвы в Киеве в 1090 году. Название
«Масленица» очевидно связано со спецификой пищи, употреблявшейся
во время праздничного периода: это большое количество жирной
масляной пищи, приготовленной из молочных продуктов. Называние же
«Мясопуст» соотносится с запретом на употребление в течение
Масленичной недели мясной пищи.
Масленица относилась к числу аграрных праздников, составлявших
подвижную часть народного календаря. Сроки ее проведения зависели от
даты Пасхи — за 56 дней до нее — и предшествовали началу
Великого поста. Это соответствовало примерно второй половине февраля
— началу марта, то есть времени, близкому к моменту весеннего
равноденствия.
Первоначально масленичные действия соотносились с началом
Нового года, приходившегося, согласно системе летоисчисления в
Древней Руси, на март. Богатая масленичная еда, ее подчеркнутая
избыточность, по всей видимости, имели непосредственное отношение к
так называемой магии первого дня, в данном случае — Нового года.
|
|