Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Европы :: Мифы Славян :: Е.Л. Мадлевская - РУССКАЯ МИФОЛОГИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 291
 <<-
 
в  воскресенье,  называемое  в  разных  местных  традициях «русальным», 
«петровским», «всесвятским  заговеньем», —  или  в  петровское 
заговенье; реже он приурочивался к Троице или Духову дню. 
Образ  Костромы  создавался  посредством  изготовления  чучела  из 
растительного  материала,  что  соотносится  со  значением  имени 
персонажа, или обряжения человека. В последнем случае Кострому чаще 
всего  изображала  девушка  или  молодая  женщина,  которую  выбирали 
участники  обряда,  иногда —  парень,  ряженный  молодой  девушкой. 
Особенностью  облика  Костромы  являлось  белое,  с  головы  до  ног, 
одеяние, а атрибутом персонажа была зеленая ветвь дуба. 
Антропоморфное  чучело  из  обмолоченного  ржаного  снопа  или 
просто из соломы изготавливали в основном девушки и молодки, иногда 
— при участии парней. В Саратовской губернии в некоторых местах для 
создания основы чучела использовали донце от прядильного гребня. На 
чучело надевали женскую рубаху, пояс, платок, башмаки; в костромской 
традиции  его  облачали  в  нарядный  сарафан  молодицы,  недавно 
вышедшей  замуж.  В  Муромском  уезде  Владимирской  губернии  чучело 
одевали в костюм молодого мужчины. Xарактерной особенностью наряда 
Костромы, изображаемого как человеком, так и куклой, было украшение 
его зеленью и цветами. Изготовление  чучела  Костромы  сопровождалось  
исполнением 
песен,  в  которых  рассказывалось  о  Костроме —  дочери  костромского 
купца, о ее богатстве и красоте, о пире в доме ее отца, после которого 
она «с  вина-маку»  расплясалась  и  вдруг  повалилась  и  умерла.  В 
Самарской  губернии  сцена  смерти  разыгрывалась  двумя  участниками 
обрядового  действия:  изображавший  Кострому —  знаком  его  была 
зеленая  ветвь — «умирал»  при  появлении  другого,  ряженного  в  маску 
«Смерти» с атрибутом в виде сухой ветви. 
Соответственно  названию — «похороны  Костромы» —  обряд 
относился к типу «проводов-похорон». Кострому — чучело или лежащего 
неподвижно  человека —  под  пение  песен  с  поклонами  укладывали  в 
«гроб»,  представлявший  собой  носилки,  колоду,  корыто  или  простую 
доску. «Покойника»  носили  по  селу,  иногда  обносили  вокруг  церкви  и 
затем  несли  к  реке,  в  поле  или  лес.  Шествие  с  Костромой  имело 
характер  инсценированной  похоронной  процессии  в  пародийном  стиле. 
Девушки  и  молодые  женщины,  несшие «гроб»,  покрывали  головы 
белыми траурными платками, другие «оплакивали» «умершую»: 
Кострома, Кострома, 
Ты нарядная была, 
Развеселая была, 
Ты гульливая была! 
А теперь, Кострома, 
Ты во гроб легла 
И к тебе ль, Кострома 
Сошлись незванные сюда 
Стали Кострому 
Собирать, одевать, 
Собирать, одевать 
И оплакивать 
Парни, возглавлявшие процессию, рядились священниками, «поп» 
махал «кадилом» —  старым  лаптем  или  камнем  на  веревочке.  Если 
Кострому  представляли  в  мужском  облике,  то  за «гробом  мужа» 
следовала  его «жена»,  которая  причитала: «Батюшка  Костромушка,  на кого  ты 
 меня  покинул!  Закрылись  твои  ясны  оченьки»  В  некоторых 
песнях о Костроме упоминаются и другие ее «родственники»: мать, сын, 
кума. 
На берегу реки или в лесу «гроб» с Костромой устанавливали под 
березой. Во Владимирской  губернии участники обряда делились на две 
группы,  одна  из  которых  окружала  Кострому  и  старалась  защитить  ее, 
другая же стремилась выкрасть и разорвать чучело. Борьба практически 
всегда  заканчивалась  похищением  Костромы.  В  Саратовской  губернии, 
где в сцене смерти участвовал ряженный Смертью, молодежь защищала 
еще «живую»  Кострому,  весело  кружащуюся  в  хороводе,  от 
посягательств Смерти, которая появлялась со стороны леса. Но и в этом 
случае Кострома «погибала». 
Обряд  завершался  ритуальным  разорением  соломенного  чучела  и 
потоплением  его  в  воде  или  насильственным  купанием  ряженного  в 
Кострому.  После  растерзания  чучела  с  него  обычно  снимали  предметы 
его  убранства  и  лишь  затем  топили.  В  селениях  вблизи  г. Мурома  при 
этом припевали: 
Костромушка, Кострома, 
Куда твоя голова? 
К бесу, к бесу, 
В омут головой! 
В  некоторых  местах «гроб»  с  Костромой  оставляли  в  лесу.  В 
Саратовской губернии Кострому на носилках выносили в ржаное поле и 
там просто вываливали и оставляли на меже. 
Обычно  заключительная  часть  обряда  сопровождалась 
безудержным  весельем,  совместным  купанием  молодежи,  играми.  В 
некоторых  вариантах  ритуала  всеобщая  радость  объяснялась 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 291
 <<-