|
и в рамках календарного года, когда, согласно мифологическим
представлениям, границы между человеческим и потусторонним мирами
стирались и были проницаемы. Поэтому в эту ночь активизировались
вредоносные действия демонологических существ, колдунов, ведьм.
Деятельность нечистой силы и колдунов была направлена в основном во
вред людям, животным и хозяйству в целом.
В купальскую ночь, по поверьям, леший, полевой или колдуны и
ведьмы портили посевы, совершая «пережины», «заломы» и «закрутки»
— выстригали или сминали дорожку колосьев через все поле, связывали
и надламывали пучки колосьев. В результате этого крестьянин лишался
своего урожая, который переходил к «пережинщику». Чтобы хлеб с
чужой полосы сам «сыпался в сусеки», колдун перед тем, как совершить
пережин, просто открывал двери своего амбара. Колдун старался найти
в чужом поле «споринки» — стебли с несколькими колосками (спорынья
в традиционном сознании осмыслялась как символ плодородия) и бросал
их на свое поле или привязывал в амбаре над сусеком в уверенности,
что из них непрестанно будет стекать рожь, которая нажинается
крестьянами в первый день жатвы. Залом или пережин мог нанести вред и
человеку: прикосновение к ним могло привести к болезни и даже
смерти. В Псковской губернии считали, что если при жатве заломило
руки, значит, здесь есть залом.
Крестьяне, пытаясь защитить свои посевы от ведьм и колдунов,
нередко проводили купальскую ночь в поле. В Рязанской губернии
мужчины прятались во ржи с косами и при появлении колдуний
пытались подсечь их под ноги. На следующий день смотрели: если кто-
либо из деревенских женщин захромает, значит, она — колдунья.
Защитной мерой от ведьм считались купальские костры в полях. В
некоторых местностях молодежь специально ходила по полям с песнями,
нося шесты с горящими наверху факелами, — «ведьму гоняли
купальскую». На Псковщине пели:
Иван да Марья, на горы Купальня.
Там девки шли, навоз разбивали, землю поджигали.
Гари ведьма, гари, закликуха,
Коров закликала, молоко отбирала.
Кроме посевов, от колдовских действий в купальскую ночь мог
пострадать и домашний скот. Колдуны и ведьмы, обернувшись собакой,
свиньей или другим животным, проникали в чужой двор и доили коров,
чтобы «отнять» у них молоко, которое само стекает в подойник ведьмы.
Чтобы ведьма не проникла в хлев, его накануне купальской ночи
обходили с воскресной молитвой, а в дверях клали вырванное с корнем
молодое осиновое дерево. С этой же целью на воротах чертили дегтем
кресты, а перед ними клали борону вверх зубьями. В Сибири об этом
средстве защиты говорили: «Подбежит колдовка, прыгнет и застрянет в
зубьях». Для отпугивания колдунов на ночь у окон и дверей клали также
жгучую крапиву.
На время купальских празднований приходился период
наивысшего расцвета природы: солнце находилось в зените, а
растительность достигала пика цветения. В сознании крестьян
магическая сила природных стихий огня, воды, земли, а также сила
растений была в этот период настолько велика, что им приписывали
продуцирующие, охранительные, очистительные и целебные свойства. Поэтому
повсеместно у русских именно в ночь на Ивана Купалу собирали
лекарственные травы и заготавливали с этого дня банные веники. В
Вятской и Орловской губерниях считали, что веники, заготовленные до
этого срока не полезны и даже вредны: от них может чесаться тело.
Широко были распространены рассказы о необычных явлениях,
происходящих в купальскую ночь с растениями. Наиболее популярными
были истории о чудесном цветке папоротника, появлявшемся
единственный раз в году и открывающем человеку спрятанные под
землей клады.
Особое внимание крестьяне уделяли своим уже набравшим силу
посевам зерновых. В некоторых местностях совершали обряды,
направленные на увеличение урожая. Так, на Смоленщине в ночь на
Ивана Купалу девушки вместе с парнями ходили по домам; хозяева
непременно угощали их специальным обрядовым блюдом «кулагой», в
ответ на что девушки пели небольшие песенки, которым в народном
сознании приписывалась магическая сила:
Роди, Боже, чистое жито,
Колосисто, ядристо.
В Костромской губернии накануне дня Купалы девушки в
складчину готовили кашу из толченого ячменя, а вечером следующего
дня ели эту кашу с маслом, после чего в течение всей купальской ночи с
песнями ходили по деревне и полям. В некоторых местностях в день
Ивана Купалы девушки шли в ржаное поле с обетной кашей, обходили
посевы до десяти раз и совершали здесь же обрядовую трапезу. В
Новгородской губернии кашу варили прямо в поле. Многие купальские
песни, которым придавалось магическое значение, отражают желание
крестьянина получить богатый урожай:
Марья Ивана <…>
В жито звала! <…>
|
|