Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Европы :: Мифы Славян :: Е.Л. Мадлевская - РУССКАЯ МИФОЛОГИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 291
 <<-
 
ветки  установленного  рядом  ритуального  деревца —  украшенной 
живыми  и  бумажными  цветами  березы —  молодежь  ломала  и  несла 
домой, чтобы поскорее выйти замуж. 
Тема  огня  в  купальской  традиции  воплощается  не  только  в 
ритуалах  возжигания  купальских  костров,  но  и  в  широко 
распространенном  поверье,  что  в  день Ивана Купалы  солнце «играет». 
Так,  в  псковской  традиции  разжигание  костров  непосредственно 
соотносилось  с  обычаем  встречать  солнце.  Вот  как  он  описывается  в 
рассказах местных жителей: костры «жгли и ждали, когда солнце будет 
всходить.  Солнце  играло  Подымиться  сажень  вверх  и  играет.  Вот 
переливается, вот всяким волнам Всяко-всяко-всяко вот оно ворочается, 
и  туда,  и  туда,  так  что  трясется-трясется,  тады  опять  сюда  на  место 
встанет Оно прямо как-то рассыпается, сильно красиво». 
Образ  солнца,  играющего  на  восходе,  нередко  встречается  в 
купальских песнях: 
Как на Ивана солнце играло, 
рано, рано, солнце играло, 
И после Ивана перестало, 
рано, рано, перестало. 
Иван да Марья на Купальну, 
рано, рано, на Купальну 
И девки, и мальцы приходили, 
рано, рано, приходили. 
И девки ноги умывали, 
рано, рано, умывали, 
А мальцы воду выпивали 
рано, рано, выпивали. 
Важную часть купальского празднества составляли обряды с водой. 
Один  из  них  был  связан  с  изготовлением  чучела  в  виде женщины  или 
мужчины, которое в некоторых местах называли Купалой, а в некоторых 
—  Марой.  Под  исполнение  купальских  песен,  под  пляски  чучело  на 
высоком  шесте  несли  к  реке  и  там  сбрасывали  в  воду  и  топили.  Этот 
обряд,  соотносимый  с  ритуальными  проводами-похоронами, 
включающими  растерзание  или  сжигание  чучела  из  растительного 
материала, имел целью обеспечить плодородие. 
Обязательным  элементом  купальской  обрядности  было  омовение 
водой,  которое  представляло  собой  массовые  купания  людей  в  водных 
источниках, умывание или обмывание водой или росой, мытье в банях, 
обливание водой или  грязью. Эти обряды могли совершаться ночью, на 
рассвете,  в  перерыве  между  церковными  службами —  утреней  и 
обедней. В  купании принимали  участие  все жители  селения. Человека, 
который отказывался купаться, подозревали в колдовстве. В некоторых 
местах купание после ночных  гуляний устраивали только девушки: они 
полностью  снимали  с  себя  одежду  и  окунались  в  реку  или  озеро. 
Повсеместно  считали,  что  купальское  омовение  приносит  здоровье.  В 
Калужской  губернии  крестьяне  говорили,  что  в  день  Ивана  Купалы 
необходимо  хотя  бы  раз  окунуться  в  воду,  чтобы  в  течение  лета 
чувствовать себя в ней безопасно. 
Широко  было  распространено  также  ритуальное  омовение  росой. 
На  рассвете  девушки,  а  иногда  и  женщины,  собирали  росу,  водя  по 
мокрой  траве  скатертью,  и  затем  отжимали  ее  в  какой-нибудь  сосуд. 
Купальской  росой  умывали  лицо  и  руки,  что,  по  поверьям,  прогоняло 
болезни  и  сохраняло  кожу  чистой.  В  Сибири «иванову»  росу 
использовали в случае заболевания глаз. 
Купальскую воду и росу использовали и для мытья хозяйственной 
утвари.  При  этом  им  обеим  приписывали  очистительные  и 
продуцирующие свойства. Так, в Вологодской губернии один раз в год, а 
именно  в  день  Ивана  Купалы  или  в  его  канун,  хозяйки  мыли  свои 
«квашонки» — сосуды для замешивания теста, для чего их несли на реку 
или  к  колодцу.  В  Сибири  же  под «иванову»  росу  выставляли  пустые 
крынки, полагая, что от этого «снимок» с молока (сметана) будет толще. 
С  водой  было  связано  одно  из  купальских  молодежных 
развлечений —  обычай  обливать  ею  в  купальскую  ночь  или  в  Иванов 
день  встречных.  В  Полесье  обливание  парней  и  девушек  между  собой 
называлось «играть в воду». У русских парни заранее запасались водой, которую  
зачастую  набирали  вместе  с  грязью,  и  обливали  девушек, 
одетых в нарядные праздничные костюмы. Тех, кто прятался, насильно 
вытаскивали из домов. Девушки, как правило, отвечали парням тем же. 
Вдоволь  побегав  друг  за  другом,  парни  и  девушки  объединялись  и 
начинали  вместе  обливать  водой  всех  встречных жителей,  кроме  лишь 
маленьких детей и самых ветхих стариков. В Орловской губернии смысл 
обливания  заключался  в  обеспечении  дождя.  После  веселого 
развлечения  молодежь  отправлялась  на  реку,  где  девушки  и  парни 
устраивали  совместные  купания.  Особенностью  таких  купаний  в  конце 
XIX —  начале XX  веков  было  то,  что  его  участники,  не  раздеваясь, 
входили в воду прямо в одежде. 
Особой  стороной  купальской  обрядности  являлись  охранительные 
ритуальные  действия  против  нечистой  силы.  Купальская  ночь —  самая 
короткая  ночь  в  году  и,  по  народным  поверьям,  одна  из  самых 
страшных: она относилась к тем временным периодам и в рамках суток, 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 291
 <<-