|
языках имеют близкие значения. Для примера приведем лишь некоторые
слова с корнем юр-. Так, слова «юра» и «юри-ла» в русских говорах
означают «непоседа, юла»; на смоленщине и в болгарском языке слово
«юр» означает «ярость, похоть, вожделение»; украинское «юрити» —
«беситься»; польское «]иг7ус 81е» — «яриться», «гневаться», а «jurny»
— «похотливый» и т. п.
Соотнесение в народном сознании языческого божества и
христианского святого основывалось также на близости календарных
сроков праздника Ярилы (конец апреля — июнь) и Юрьева дня (23 апреля), а
также из специфики текстов, которые относятся к образу св.
Георгия и связаны с весенней обрядностью.
В народном культе св. Георгия, в юрьевских обрядах и обрядовых
текстах очевидно проступают архаичные черты празднеств в честь
Ярилы и самого его образа. Так, на основе материалов приведенного
выше белорусского весеннего ритуала и фольклорных текстов, в
частности заговоров, устанавливаются некоторые общие черты
мифопоэтических образов Ярилы и св. Георгия. Это белый цвет одежды
и коня. В белорусских заговорах этот цвет соответствует атрибутам Бога
или Егория: выяжжал к нам Господь Бог на белом коне и у белом
платьтю загорадживать нашу скотину зялезными тынамя, замыкая
золотыми ключами, поня-се золотыя ключи на синяя мора»; «Вот
выизжал святэй Яго-рий на сваим белым конику»
В народной традиции св. Георгию, как и Яриле, приписывалось
покровительство плодородию земли и плодовитости животных. А
некоторые тексты, указывающие на продуцирующую функцию Егория,
чрезвычайно близки песне с упоминанием «Ярылы», сопровождавшей
весенний белорусский обряд и приведенной выше, например:
Святы Юрай по полям ходзиу
Да жито радзиу.
Где гора, там жита копа,
Где лужок, там сена стожок,
Где долинка, там жита скирда.
В церковном календаре было два дня памяти св. Георгия: весенний
— 23 апреля, и осенний — 26 ноября. В народной традиции эти дни
являлись существенными вехами земледельческого цикла и сезона
пастьбы, а в целом осмыслялись как начало и конец теплого времени
года. Действительно, 23 апреля, какой бы ни была погода в этот день,
домашний скот в первый раз обязательно выгоняли на улицу. С
весеннего Юрия, как и Ярилиного дня, по народным представлениям,
начиналось лето. В обрядовой поэзии это представление реализуется с
помощью мотива отмыкания ключами весны и лета:
Подай, Юрью, звонки ключи, Отомкнуты красну весну,
Красну весну, тепло лито
Мотив ключей и открывания ими земли, травы, росы, воды,
жеребят, бычков, женитьбы характерен для «юрьевских песен» не
только у восточных, но и у западных славян, а также у балтийских
народов.
В некоторых местностях у русских, белорусов и украинцев
существовал обычай катания по росе или по земле, приходившийся на
какой-нибудь из весенних праздников, в том числе и в Юрьев день, и
сопоставимый с особенностями Ярилиных гуляний: этот обряд граничит с
традиционно осуждаемой свободой в отношениях мужчин и женщин. Так,
в Полесье на Юрьев день до восхода солнца парни с девушками,
разбиваясь на пары, катались по житу, что объяснялось следующим
образом: «С хлопцем покатаешься — чтоб хлопец любил <…> чтобы взял
меня замуж». В Смоленской губернии день «на Ягорья бабы выходят
толпами в поле и катаются раздетые по полю». Значение этого действа
объясняется типологически близкими обрядами, совершавшимися в
Вознесенье или на Пасху. В Калужской губернии после молебна в
Вознесенье крестьяне (обычно женщины) просили священника или
дьячка поваляться на земле, чтобы «снопы были тяжелыми», «посевы
тучными»; если же священнослужители отказывались это сделать, их
валили на землю и катали насильно. В Рязанской губернии пасхальный
обычай, согласно которому женщины хватали попа или пономаря и,
повалив на землю, катали по ней, объяснялся желанием, чтобы лен
уродился лучше. Таким образом, обряд катания по земле был направлен
на продуцирование как урожая хлеба и качества льняного волокна, так
и заключения брачных союзов.
Купала
В восточнославянской мифологии Купала — главный персонаж,
находящийся в центре обрядовых действий и представлений праздника
летнего солнцеворота, который отмечали в ночь с 23 на 24 июня по
старому стилю. Имя Купалы осталось лишь в названиях народного
праздника «Иван Купала» и обрядового атрибута — украшенного деревца или
чучела. Указание на то, что Купала — божество, содержится
лишь в довольно поздних письменных источниках. Так, в Густынской
летописи (XVII в.) с осуждением описываются празднования в честь
Купалы:
«Сему Купалу <…> память совершаютъ в навечерие Рождества
Иоанна Предтечи <…> сицевымъ образом: съ вечера собираются простая
|
|