|
Там жито капою,
А гдзе же он ни зырне,
Там колас зацвице
Текст песни с полной очевидностью указывает на продуцирующее
значение обряда относительно и урожая в поле, и рождения детей, а
также на причастность к силе плодородия мифологического персонажа
«Ярылы».
Празднества в честь Ярилы в некоторых местах у русских —
Нижегородской, Симбирской, Рязанской, Ярославской губерниях —
справляли во второй половине XIX века, а кое-где — и в начале XX века.
Они назывались «ярилами», «ярилками», «Яри-лиными игрищами» или
«Ярилиными гуляньями». Празднества обычно приурочивались к
первому дню Петровского поста, к Иванову дню или его кануну. В
Поволжье петровское заговенье или понедельник после него назывался
Ярилиным днем. В По-шехонье Ярославской губернии за неделю до
Иванова дня отмечали «молодого Ярилу», а перед самим Ивановым днем
«старого Ярилу».
Практически все источники об этих празднествах указывают на их
широкий разгульный характер. Гулянья сопровождались не только
плясками, ряженьем, но и пьянством, буйным поведением, исполнением
неприличных песен, вольными отношениями молодежи обоих полов. Так,
известный литературовед Н. М. Мендельсон в конце XIX века записал в
Зарайском уезде Рязанской губернии, как здесь справляли Ярилки в
1860-1870-е годы. В его записях отмечается, что в ночь на последнее
воскресенье перед Петровским постом молодежь отправлялась по реке к
холму, который носил название «Ярилина плешь». Семейные люди на
Ярилки не допускались. Особенностью празднования были зажигание
костра на «Ярилиной плеши», исполнение песен «с причинкой», то есть
явного эротического содержания, и разнузданные оргии, кончавшиеся
только к утру. На вопрос исследователя о том, кто же такой был Ярила,
местными жителями был дан следующий ответ: «Он любовь одобрял».
Эротический элемент составлял неотъемлемую часть и
приуроченных к празднованию Ярилы земледельческих обрядов,
сведения о которых дошли до нашего времени лишь в небольшом
количестве. К первой половине XIX века относится описание
костромского гуляния, во время которого совершалось погребение
Ярилы: старик, обряженный в лохмотья, нес в небольшом гробике куклу
в виде мужчины «с его естественными принадлежностями»; при этом
пьяные бабы провожали гробик до могилы. Еще в первых десятилетиях
XX века в Даниловском уезде Ярославской губернии также сохранялся
обычай, который назывался «погребать Ярилову плешь». В заговенье
парни лепили из глины антропоморфное изображение «Ярилы» — в рост
человека с подчеркнутыми мужскими признаками, — а напротив него
ставили «Ярилиху». После гулянья кукол «Ярилы» и «Яри-лихи»
разбивали и сбрасывали в реку. Если учесть, что одно из значений слова
«плешь» в русских народных говорах — «мужской половой орган», то
вполне прозрачными становятся как названия местного топонима
«Ярилова плешь» и календарного обряда «погребать Ярилову плешь»,
так и смысл ритуальных действ — сообщить земле плодородие. В
Пензенской губернии говорили, что «на Ярилу земля ярится».
В некоторых местах в Поволжье в Ярилин день — петровское
заговенье — тоже совершали обряд с изготовлением соломенного
чучела, ношением его по селу и проводами — сжиганием или
потоплением. Однако здесь чучело чаще называли не Ярилой, а
«весной», «русалкой» или другим именем. При этом считалось, что с
празднованием Ярилы «провожают весну». Действительно, все
упоминаемые выше сроки празднований, имеющих отношение к Яриле в его поздних
обрядовых воплощениях в культуре восточных славян,
осмыслялись в народной традиции как временая граница между весной и
летом, когда силы природы приближаются к своей высшей точке.
Таким образом, Ярила в обрядности XIX — начала XX веков
выступает как сезонный персонаж, связанный с земледельческим
культом и воплощающий плодородие. В накопленных языковых и
обрядовых данных, касающихся образа Ярилы, современные
исследователи видят отзвуки древнеславянского культа языческого
божества весеннего плодородия.
О праславянском характере этого культа свидетельствуют бал-
тославянские данные о Яровите, имя которого также включает корень
яр-. Известно, что у балтийских славян Яровит был богом плодородия,
ритуалы в его честь совершались 15 апреля. Яровит считался также
богом войны. Поэтому на стене его святилища в Вольгасте висел щит,
украшенный золотыми бляхами; в мирное время щит нельзя было
сдвигать с места, а во время военных действий его несли перед войском.
Функции и атрибуты Яровита, имеющие отношение к его продуцирующей
функции, согласуются с чертами Ярилы: письменные источники
сообщают, что во власти Яровита находились зелень и плоды земли.
После принятия христианства некоторые функции Ярилы
воспринял св. Георгий, или Егорий и Юрий, как его называли в народе.
Отождествлению Ярилы с Юрием способствовало, прежде всего,
созвучие их имен, поскольку слова с корнями яр- и юр- в славянских
|
|