|
В вариантах восточнославянских сказок с сюжетом о борьбе бога-
громовника с противником в роли Перуна зачастую выступают
христианские персонажи Илья Пророк или Бог. В русской
апокрифической литературе не редко повествование о том, что во время
грозы разгневанный Бог разъезжает по небу на колеснице и преследует
молниеносными стрелами дьявола. Замена образа Перуна на образ Бога
свидетельствует о том, что Перун в системе языческого мировосприятия
занимал статус верховного божества, бога богов, который позже, с
принятием христианства, в народном сознании соотносился со статусом
Единого Бога. Представления о молнии как Божьей стреле, поражающей
черта, до сих пор бытуют в русской, белорусской и украинской народной
среде. Вот как об этом говорили крестьяне Тверской губернии на рубеже
XIX–XX веков:
Одно только можно с достоверностью утверждать, что во время
грозы Бог с неба пускает стрелы в чертей, которые поэтому прячутся
где-нибудь на дереве в ветвях и под коренья, а иногда и в человека, но
Бог тогда убивает громом и человека, чтобы убить спрятавшегося в нем
черта, и за это Он награждает убитого на том свете. На этом основании
смерть таких людей считается счастливою, самой легкой». По поверьям,
убитый молнией человек очищается от своих грехов, так как
оказывается невинной жертвой укрывшегося за ним дьявола. А Божьи
стрелы, т. е. камни-белемниты удлиненной формы, «если их найти,
могут сообщить целебную силу воде, в которую они будут окунуты;
такая стрела имеется в деревне, и водой от этой стрелы лечат многие
болезни. Не в меньшей степени образ Перуна соотносим с образом Ильи
Пророка. Действительно, после принятия христианства народная
традиция перенесла природно-атмосферные и противоборческие
функции языческого божества на пророка Илью, которого в народе так и
называли «громовержцем». Это обусловливается тем, что, согласно
библейскому сказанию, Илья Пророк был повелителем стихий: по его
молитве пролилась вода с неба и напоила землю. Подробнее с
традиционными представлениями об этом святом мы познакомимся в
другом разделе книги.
Волос (Велес)
В «Повести временных лет» имя Волоса (в севернорусской
огласовке — Велеса) не упомянуто среди имен богов пантеона,
созданного князем Владимиром. Однако нет сомнений в том, что Волос —
один из немногих языческих богов, которым поклонялись на всей
территории Древнерусского государства. Каменные идолы Велеса
хорошо были известны в севернорусских землях. По преданию,
святилище Волоса существовало на р. Колочке, в 16-ти верстах от г.
Владимира. Об идолах Волоса (Велеса) в Киеве и Новгороде
упоминается в житии св. Владимира и житии св. Авраамия Ростовского.
О значительности Волоса свидетельствует то, что его имя наравне с
именем Перуна использовалось в клятвах государственного уровня. Так,
согласно Лаврентьевской летописи (под 971 г.), при заключении мирного
договора с греками княжеская дружина клялась оружием и Перуном, а
прочее войско — «Воло-сомъ скотемъ бгомъ». Соответственно классовой
структуре Древнерусского государства X века Волоса воспринимали как
покровителя народа и бога «всей Руси», тогда как Перун выступал в
качестве бога княжеской дружины как особой части общества.
Возможно, такое противопоставление двух богов стало причиной
отсутствия имени Волоса в списке Владимировых богов. Известно также,
что, в отличие от кумиров созданного Владимиром в 980 году пантеона,
идол Волоса в Киеве стоял не на холме, а на берегу реки на Подоле, то
есть в нижней части города. О равном величии Перуна и Волоса
свидетельствует также
аналогичность «проводов-похорон» идолов обоих, в отличие от всех
других кумиров. Если все идолы Владимирова пантеона были иссечены и
сожжены, то Перуна и в Киеве, и в Новгороде «проводили» с земли
(суши) в воду (в реку), что, соответственно архаичным представлениям,
означало отправление на тот свет. Точно так же, согласно одному из
древнейших списков жития Владимира (1492 г.), поступили и с кумиром
Волоса: возвратившись из Кор-суни, великий князь «в Киев вшед,
повеле испроврещи и изби кумиры, овы исъсещи, в иныа ижжещи, а
Волоса идола, его же име-новаху скотьа бога, веле в Почаину реку
върещи».
В древнерусских письменных источниках Волос часто упоминается
как «скотий бог», то есть покровитель домашних животных, и бог
богатства. Если Перун в текстах договоров с греками соотносится с
оружием, то Волос — с золотом. Связь Волоса со скотоводством и
земледелием как сферами крестьянского труда, обеспечивающими
благополучие и достаток, прослеживается с языческих времен вплоть до
XX века. Следует отметить, что архаичные представления о функциях
Волоса в значительной степени раскрываются при рассмотрении тех
народных верований о христианских святых Власии, Флоре и Лавре,
Николе, некоторых святых, носящих имя Василий, и других, в которых
нашел продолжение культ языческого божества.
О связи Волоса со скотом свидетельствует, например,
зафиксированный в конце XIX — начале XX веков праздник, носивший в
|
|