Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Европы :: Мифы Славян :: Е.Л. Мадлевская - РУССКАЯ МИФОЛОГИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 291
 <<-
 
Известно,  что  в Киеве  и Новгороде  идолы Перуна  стояли  на  холмах.  В 
Третьей  Новгородской  летописи (под 988 г.)  сохранилось  название 
возвышенности  Перынь,  посвященной  Перуну: «…  и  требища  разори  и 
Перуна посече, что в великом Новеграде стоялъ на Перыни». Очевидно, 
что  имя  бога  и  топоним  являются  однокоренными  словами. Существование  
древнего  святилища  Перуна  подтверждается 
археологическими раскопками, предпринятыми в середине ХХ века В. В. 
Седовым. В  нескольких  километрах  под Новгородом  в  урочище Перынь 
им  была  обнаружена  круглая  площадка  с  ямой  от  столба  в  центре. 
Вокруг  площадки  имелся  ров  с  восемью  расширениями,  которые,  по 
мнению  ученых,  служили  кострищами  для  возжигания  огня.  Литовский 
Перкунас,  по  преданию,  тоже  жил  на  высокой,  неприступной  горе, 
которая так и называлась «Перкун-гора». 
На  одном из  киевских  холмов идол Перуна  стоял  еще  во  времена 
князя Игоря. Вот как об этом сообщено в летописи под 945  годом: «На 
следующий  день  призвал  Игорь  послов  и  пришел  на  холм,  где  стоял 
Перун, положил оружие свое и щиты, и золото» Здесь, как и в записях 
под 907 и 971 годами, речь идет о том, что русы, заключая договоры «с 
греками» (с  Византией),  согласно  обычаю,  клялись  своими  богами — 
Перуном и Волосом. 
В «Слове святого Григория» Перун называется старшим славянским 
богом, которому в некоторых областях славяне молились еще в XII веке. 
В  списках  богов,  как,  например,  в  Лаврентьевской  летописи,  он 
занимает  первое  место.  О  выделенности  Перуна  среди  других  богов 
свидетельствует  и  история  об  уничтожении  идолов  Владимирова 
пантеона  в  Киеве  в 988  году,  после  принятия  князем  и  его  дружиной 
христианства.  В  отличие  от  изваяний  других  богов,  деревянное 
изображение Перуна не было  сожжено; его было приказано  сбросить в 
Днепр,  поплыв  по  которому,  оно  остановилось  на  мели,  долгое  время 
спустя  называемой «Перуновой».  Идол  Перуна  в  Новгороде, 
установленный  дядей  князя  Владимира  Добрыней,  как  следует  из 
древнерусских  письменных  источников,  стоял  над  Волховом,  а  в 989 
году по повелению епископа Иакима он, как и в Киеве, был сброшен в 
реку. 
Закономерно,  что  в  период  складывания  Древнерусского 
государства  и  большой  активности  киевских  князей  Перун,  грозный  и 
воинственный  бог  грозы  и  грома,  превратился  в  бога-покровителя 
князей  и  княжеской  дружины.  Именно  они  в  переговорах  с иностранными  
послами  клялись  и  именем  Перуна,  и  своим  оружием. 
Более  того,  религиозная  реформа  Владимира 980  года  заключалась  в 
том, что родового княжеского бога-покровителя он провозгласил «богом 
богов» Руси, верховным божеством  государства. Именно поэтому новые 
кумиры  Перуна  были  установлены  князем  и  его  дядей  в  Киеве  и 
Новгороде —  двух  основных  центрах  формирования  древнерусской 
государственности. 
После принятия христианства Перун, как и другие языческие боги, 
был  причислен  к  разряду  бесов.  В  книгах  христианских  книжников 
осуждалось  поклонение  ему  и  принесение  кровных  жертв.  На  месте 
святилищ  Перуна  были  воздвигнуты  православные  храмы.  В  Киеве  на 
холме  князь  Владимир  повелел  построить  церковь  в  честь  святого 
Василия,  имя  которого  князь  получил  при  крещении.  В  Новгороде  в 
Перыни был основан Перынский скит с церковью Рождества Богородицы. 
Несмотря  на  активную  борьбу  церкви  с  языческими  культами  и 
богами память о Перуне в народном сознании сохранялась многие века. 
Об этом, например, свидетельствуют фрагменты описания «Путешествия 
в  Московию  и  Персию»,  составленного  известным  путешественником  и 
ученым XVII  века  Адамом  Олеарием,  который  в  качестве  секретаря 
посольства Гольштинии посетил Русское государство в 1633, 1636 и 1639 
годах: «Новгородцы,  когда  были  еще  язычниками,  имели  идола, 
называвшегося Перуном,  т. е.  богом  огня,  ибо  русские  огонь  называют 
«перун».  На  том  месте,  где  стоял  этот  их  идол,  построен  монастырь, 
удержавший  имя  идола  и  названный  Перунским  монастырем.  Божество 
это имело вид человека с кремнем в руке, похожим на громовую стрелу 
(молнию)  или  луч.  В  знак  поклонения  этому  божеству  содержали 
неугасимый ни днем, ни ночью огонь, раскладываемый из дубового леса. 
И  если  служитель  при  этом  огне  по  нерадению  допускал  огонь 
потухнуть, то наказывался смертью». 
В  белорусской  традиционной  культуре  вплоть  до  конца XX  века 
существовало представление о том, что летом Перун как олицетворение 
грома  и  молнии  убивает  чертей,  которые «плодятся  зимой».  А  в 
сказочной  традиции  белорусов  сохранился  сюжет  о  противоборстве Перуна,  с 
 одной  стороны,  и  Змея,  Сатаны,  чертей —  с  другой. 
Основываясь на структуре этого сюжета и на соотнесении его с близкими 
по  типу  индоевропейскими  мифами  о  борьбе  бога-громовержца  и 
персонажа, имеющего змеиную мифологическую природу, исследователи 
попытались  реконструировать  так  называемый «основной»  славянский 
миф  языческой  эпохи,  который  мог  быть  основой  для  создания  других 
мифов,  отражающих  взаимоотношения  богов.  Соответственно  гипотезе 
об  основном мифе  противником Перуна  выступал  бог Волос,  о  котором 
пойдет речь чуть ниже. 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 291
 <<-