Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Европы :: Мифы Славян :: Е.Л. Мадлевская - РУССКАЯ МИФОЛОГИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 291
 <<-
 
Князь Глеб убивает волхва в Новгороде в 1071 году. Миниатюра из 
Радзивилловской летописи (XV в.). 
К  моменту  языческой  реформы 980  года  четкой  системы  богов  у 
восточных  славян,  вероятно,  еще  не  было.  Ученые  определили,  что 
самостоятельные  пантеоны  только  начали  складываться  в  южных 
землях, главным центром которых был Киев, и на северных территориях 
Древней  Руси  во  главе  с  Новгородом.  Кроме  того,  на  обширных 
территориях расселения восточных славян существовала вера в местных 
богов, божков и духов. 
Помимо «Повести  временных  лет»  перечисление  Владимировых 
богов  с  небольшими  вариациями  и  упоминание  о  них  и  богах,  не 
вошедших  в  общегосударственный  пантеон,  содержится  также  в  таких 
древнерусских  памятниках,  как «Слово  святого  Григория  о  том,  как 
первые  языческие  народы  поклонялись  идолам» (XIV в.), «Слово 
некоего  Христолюбца» (XIV в.), «Густынская  летопись» (XVI в.), 
«Проложное  житие  князя  Владимира» (XIV в.), «О  требокладении 
идольском», «Слово о полку Игоре-ве» (XII в.) и ряде др. 
Перун  В  славянской  мифологии  Перун —  бог  грозы (грома  и  молнии) — 
являлся  верховным  божеством.  Имя  Перуна  возглавляет  список  богов 
пантеона князя Владимира в «Повести временных лет». В древнерусской 
литературе  об  этом  боге  содержится  наиболее  подробная  и 
разнообразная  информация,  чем  о  других  языческих  божествах. 
Письменные  источники  отразили  историю  создания  и  низвержения 
идолов  Перуна  и  в  Киеве,  и  в  Новгороде.  О  Перуне  со  значительной 
степенью  уверенности  можно  сказать,  что  ему  поклонялись  на  всей 
территории Древней Руси. 
 
 
Княгиня Ольга и Нестор-летописец. В. Васнецов (1885–1893). 
Более  того,  исходя  из  языковых  данных,  исследователи 
предполагают,  что  культ  Перуна  был  общеславянским.  Об  этом 
свидетельствует  то,  что  его  имя  легло  в  основу  значительного  ряда 
сохранившихся  до  нашего  времени  топонимов,  в  частности,  на 
территории  Польши  и  на  Балканском  полуострове,  и  названий 
разнородных  явлений  у  разных  славянских  народов.  Так,  например,  у 
болгар  и  сербов  известно  растение,  носящее  название  соответственно 
«перунига» и «перуника». У поляков белемнит — кам-необразный сплав 
песка — назывался «перуновым камнем». А по-лабские, или балтийские, 
славяне, которые проживали по берегу Балтийского моря и вдоль реки 
Эльбы (ее  славянское  название  Лаба),  четверг  называли «Перуновым 
днем». 
По  представлениям  древних  славян,  Перун  обитал  на  небе  и 
повелевал  небесным  огнем.  Перуна  представляли  в  образе  немолодого 
мужа. Согласно Лаврентьевской летописи, голова его деревянного идола 
в Киеве была серебряной, а усы — золотыми. Оружием Перуна считались 
камни,  стрелы и  топоры. Когда Перун мечет  камни и  стрелы на  землю, 
возникает  гроза.  В  Полесье  даже  во  второй  половине  ХХ  века  верили, 
что молния — это каменная стрела, пущенная с неба на землю. Находя 
белемнит или любой камень удлиненной формы, полагали, что это и есть 
громовая стрела. У русских, по поверьям, белемнит получался от удара 
молнии и носил название «громовой стрелы», «громовки», «громовика», 
что соответствует польскому «перунов камешек» или «перунова пуля». В 
белорусских,  украинских  и  западнополь-ских  говорах «громовую 
стрелу» (белемнит)  иногда  называли  непосредственно «перун»  или 
«гром».  В  этих  же  говорах  слова «перун»  и «пярун»  означали  удар 
грома. На связь Перуна с громом и молнией указывают бытующие до сих 
пор проклятия типа «чтоб тебя Перун убил». 
Из  дней  недели  с  Перуном  связывался  четверг,  и  он,  как  уже 
упоминалось, у полабских славян назывался «Перуновым днем». То, что 
четверг  в  архаичной  традиции  соотносился  с  грозой,  подтверждается 
устойчивым выражением в современном русском языке «после дождичка 
в  четверг»,  где  оно  приобрело  уже  юмористическое  или  ироническое 
значение. Из животных Перуну посвящался конь, а из деревьев — дуб. 
Так,  в  датируемой 1302  годом  грамоте  галицкого  князя  Льва 
Даниловича,  в  которой  определяются  границы  владений  епископа 
Перемышльско-го, упоминается Перунов дуб как одна из границ: «а отъ 
той  горы  до  Перунова  Дуба  горе  склонъ».  В  балтийской  мифологии 
аналогом Перуна являлся образ бога-громовника Перкунаса (Пер-конса). По  
письменным  источникам XVI–XVII  веков,  литовцы  поклонялись  дубу 
как  священному  дереву  Перкунаса.  Отражение  этих  представлений 
сохранилось в литовском поверье о том, что молния никогда не ударяет 
в дуб. 
 
 
Игорь  с  язычниками  идет  на  роту  к  идолу Перуна,  а  христиане  к 
церкви Святого Ильи. 
Миниатюра из Радзивилловской летописи (XV в.). 
Из  ландшафтных  объектов  с Перуном  связывались  холмы  и  горы. 
Так,  южнославянские  топонимы,  в  которых  отражено  имя  Перуна,  по 
большей  части  являются  названиями  лесистых  возвышенностей  и  гор. 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 291
 <<-