|
людьми, но люди их не видят. Культура у них величайшая, и свет у них в
горах не хуже солнца. Дивьи люди небольшого роста, очень красивы и с
приятным голосом, но слышать их могут только избранные. Они
предвещают людям разные события. Рассказывают, что в селах
Белослуд-ском, Зайковском и Строгановке в полночь слышится звон;
слышали его только люди хорошей жизни, с чистой совестью. Такие
люди слышат звон и идут на площадь к церкви. Приходит старик из
дивьих людей и предсказывает, что будет. Если приходит на площадь
недостойный человек, он ничего не видит и не слышит.
Часть вторая БОЖЕСТВА ДРЕВНИХ СЛАВЯН И ЯЗЫЧЕСКОЙ РУСИ
Глава 1 ВЫСШАЯ МИФОЛОГИЯ
Перун. — Велес (Волос). — Гипотеза об «основном» мифе
восточных славян. — Мокошь. — Сварог (Сварожич). — Дажьбог-Хорс. —
Стрибог. — Симаргл (Семаргл). — Исторические причины появления
чужеземных божеств в пантеоне «русских» богов.
Особенностью языческой религии является многобожие, т. е. вера
не в одного бога, а во многих божеств и мифологических существ,
каждое из которых относится к тому или иному ран внутри единой
иерархической системы. Высший уровень составляли боги, отвечающие
за наиболее важные сферы жизнедеятельности общества:
хозяйственную, военную, юридическую, ритуальную и т. д. В
представлениях язычника боги были наделены наибольшей силой и
властью, и от них зависело благополучие человека. Поэтому в важных и
сложных ситуациях он обращался с просьбами о помощи именно к богам.
Не случайно слово «бог», известное всем славянам, означало не только
божество, но и богатство, долю. Так, например, русское слово
«богатый», образованное от «бог», первоначально имело значение
«наделенный хорошей долей».
Образы богов воплощались в идолах, или кумирах, —
скульптурных формах из камня или дерева в виде человекоподобных
или зооморфных изображений. Один из наиболее ярких образцов таких
изваяний был обнаружен в 1848 году в реке Збруч, во владениях
польского графа М. Потоцкого в Подольской губернии. Збручский идол
представляет собой четырехгранный камень-известняк длиной более
2,5 м, шириной около 0,3 м и весит около 1000 кг. Композиция
изображения на каждой грани трехча-стная и повторяется с
незначительными изменениями. В верхней части столба со всех четырех
сторон можно различить изображение мужчины в длинной одежде с
поясом и высокой шапке. На одной из сторон он держит в руках кольцо,
на другой — рог, на третьей — ниже пояса изображен меч и конь. В
средней части столба на каждой из четырех граней вырезано женское
изображение, а в самом основании с трех сторон — фигура мужчины на
коленях. В мае 1851 года камень был пожертвован Потоцким Краковскому
обществу наук, позднее хранился в Кракове в университете
и затем в этнографическом музее этого города. В научных кругах это
изваяние получило название «збручский идол» и датируется Х веком. Но
до сих пор не известно, какому богу он был посвящен.
Идолам поклонялись и приносили им жертвы во время празднеств,
а также перед особо важными событиями, например военными
действиями или торговыми сделками. Обильные благодарственные
жертвоприношения совершались и при удачном завершении того или
иного дела. Еще в 1534 году, когда прошло уже более пяти веков после
принятия христианства, новгородский архиепископ Макарий писал Ивану
Грозному о совершении языческих жертвоприношений: «Во многих
русских местах скверные мольбища идольские сохранялись и до царства
великого князя Василия Ивановича всей твари поклоняются яко богу и
чтут и жертву приносят кровную бесам — волов и овец и всякий скот и
птицу». (Василий Иванович — великий князь Московский Василий III
(1505–1533), отец Ивана Грозного). В качестве жертвы могло
использоваться не только мясо специально зарезанных животных, но и
хлеб, молоко, хмельные напитки, ценные вещи.
Списки богов языческой Руси полнее всего представлены в
письменных источниках в связи с созданием князем Владимиром в 980
году общегосударственного пантеона. Так, в Лаврен-тьевской летописи
(под 980 г.) об этом сообщается:
«И нача княжити Володимеръ въ Киеве единъ и постави кумиры на
холму вне двора теремнаго. Перуна древяна а главу его сребрену а оусъ
златъ • и Хърса Дажьба • и Стриба • и Симарьгла • и Мо-кошь [и] жряху
имъ наричюще я б[ог]ы и жряху бесомь»
Не все из перечисленных здесь богов были известны восточным
славянам повсеместно, а имена и образы некоторых из них восходят к
иноэтничным культурным традициям. Это позволило современным
исследователям заключить, что пантеон князя Владимира является
искусственной структурой, не отражающей реальной картины языческих
верований древних славян. Создание этого пантеона, скорее всего, было
обусловлено политической ситуацией в Киеве того времени и имело целью
решить государственные проблемы, вставшие перед князем
Владимиром.
|
|