|
к дереву, и что дерево это пытались срубить, но труд был напрасен,
потому что топоры не могли взять его и тотчас ломались.
На Сонде-острове, говорят, спрятана панами в землю бочка с
деньгами, которая и теперь иногда показывается ночью в виде
пылающего огонька. Говорят, кто мог бы перекинуть топор с наволока до
острова (около шестидесяти сажен), тому бы клад и достался. Многие из
поверий о мифических существах и народах появились на Руси под
влиянием книжных источников. В основном это были проникшие вместе
с утверждением христианства рукописные византийские и римские
апокрифические сказания. Среди персонажей, отражающих народные
представления о «ди-виих людях», есть трехглазые, трехногие и,
наоборот, с одним глазом посредине лба, с песьими головами, с лицами,
расположенными на груди, с признаками чудовищных зверей,
наделенные умением колдовать. Вот, к примеру, записанные на Урале
предания о племени одноногих и о народе без бровей:
Легенды такие болтали, что где-то жили люди с одной ногой,
одноногое племя <…>, а где жило, не скажу, не знаю; передвигались
так, что схватятся за руку двое и пошли. Это даже не дедушка Петр
Леонтьевич, а его отец Леонтий знал.
Дедушко рассказывал, что на базаре, будто бы ему люди говорили,
народ был без бровей, узды продавал. Нельзя было рядиться. Станешь
рядиться, придешь домой, на лошадь узду оденешь, а она лычна или
берестяна. А не рядишься — узда как узда.
В восточнославянской традиции легенды о чудных народах
нередко связывались с именем Александра Македонского. Эти тексты
представляют собой в основном пересказы средневековых рукописных
книг о жизни и походах легендарного полководца. Популярны,
например, были легенды о мифических народах Гоге и Магоге, которые
за нечестивый образ жизни Александр Македонский замуровал в горе:
Жил на свете царь; имя его было Александр Македонский. Это
было в старину, давно-давно, так что ни деды, ни прадеды, ни
прапрадеды, ни пращуры наши не запомнят. Царь этот был из богатырей
богатырь. Никакой силач в свете не мог победить его. Он любил воевать,
и войско у него было все начисто богатыри. На кого ни пойдет войною
царь Александр Македонский — все победит. И покорил он под свою
власть все царства земные. И зашел он на край света и нашел такие
народы, что сам, как ни был храбр, ужаснулся их: свирепы пуще лютых
зверей и едят живых людей; у иного из них один глаз — и тот во лбу, а у
иного три глаза; у иного одна только нога, а у иного три, и бегают они
так быстро, как летит из лука стрела. Имя этих народов было: Гоги и
Магоги.
Однако ж царь Александр Македонский от этих дивиих народов не
струсил; начал он с ними воевать. Долго ли, коротко ли он с ними вел
войну — это неведомо; только дивии народы струсили и пустились
бежать. Он за ними, гнать-гнать, и загнал их в такие трущобы, пропасти
и горы, что ни в сказке сказать, ни пером написать. Там-то они и
скрылись от царя Александра Македонского. Что же сделал с ними царь
Александр? Он свел над ними одну гору с другой сводом, и поставил на
своде трубы, и ушел назад в свою землю. Подуют ветры в трубы, и
подымется страшный вой; они, сидя там, кричат: «О, видно, еще жив
Александр Македонский!» Эти Гоги и Ма-гоги до сих пор еще живы и
трепещут Александра, а выйдут оттудова перед самою кончиною света.
Известны были также и легенды о встретившихся Александру
Македонскому во время похода в Индию блаженных островах, где
счастливо и беззаботно живут индийские мудрецы брахманы. В устных
пересказах эти легенды превратились в сказания о блаженных людях
рахманах, живущих под землей или под водой и не знающих исчисления
времени. На народные представления о рахманах оказали влияние также
древнерусские рукописные сказания XV–XVII веков. Согласно им,
«Беловодское» или «Рахманское царство», находящееся в море на
блаженных островах, населяют святые люди. Здесь царит вечное лето, и
растения цветут и плодоносят одно за другим круглый год. Если попасть
туда, можно самому стать святым и взойти на небо. Однако по большей
части рассказы повествуют о том, как путешественники видят рахманские
земли со своих кораблей, но не могут приблизиться к ним.
Близкие мотивы звучат в архангельском предании о неведомом племени,
живущем в чудесной стране, расположенной в Студеном море:
Много веков назад новгородцы, плававшие по Студеному морю,
видели на берегу чудесную богатую страну, но из-за непогоды не могли
приблизиться к ней. Им слышалось, что люди неведомого племени стучат
в горы, отделяющие их от мира, но не могут пробить эту преграду и
дарят каждому, кто поможет им сделать лишнюю брешь, драгоценные
меха, жемчуг и рыбу.
«Дивии люди» наделяются такими мифологическими чертами, как
способность быть невидимым, обладание знанием о будущем. В
преданиях им иногда приписывается роль пророков, но услышать
пророчество может не каждый человек:
Дивьи люди живут в Уральских горах, выходы в мир имеют через
пещеры. В заводе Каслях <…> они выходят из гор и ходят между
|
|