|
первопредметы и совершались перводей-ствия: был добыт первый
огонь, совершены первые поступки, явившиеся образцом для людей
последующих эпох. Чтобы объяснить настоящее и дать ему оценку, миф
обращается к мифическому прошлому как к образцу, канону, идеалу.
В этом же плане показательна такая существенная особенность
мифа как его этиологизм (от греч. aitia «причина» + logos «слово») —
попытка объяснить, «как это сделано», «как и почему это произошло». В
мифе все представления об устройстве мира передаются в форме
повествования о происхождении его отдельных элементов. Для
мифологического сознания все, что есть сейчас, — это результат
первотворения.
Содержание мифа для носителя мифологического сознания
воспринимается как реальность, а не как вымысел; границы между
реальным и сверхъестественным не существует. Более того, события
мифа осмысляются как «высшая реальность», как основа всего
происходящего в последующие эпохи. В мифе воплощен коллективный
практический опыт многих поколений, соединяющий прошлое и
настоящее. Поэтому этот опыт, сосредоточенный в мудрости предков и
традиционных установлениях, рассматривался как надежная опора
существующего порядка, не подлежащая проверке и не нуждающаяся в
ней. Поэтому очевидно, что миф как форма осмысления окружающего
мира соотносится с понятием веры. Многие мифы представляют собой
разъяснение религиозных
обрядов (культовые мифы). Исполнитель обряда воспроизводит
рассказанные в мифе события. В древних культурах миф и обряд
составляют единство и выступают как две взаимосвязанные стороны:
одна — словесная, «теоретическая», а вторая — действенная,
«практическая». Поэтому миф, хотя он и выглядит, как совокупность
специфических «как повествование рассказов», — это не словес ный
жанр, как, например, сказка, а определенное представление о мире,
которое зачастую лишь принимает форму повествования.
Мифологическое мировосприятие может реализоваться также и в других
формах: действе, песне, танце и т. д.
Мифы составляли священное духовное наследие социума. Они
были связаны со сложившимися в нем традициями, утверждали
принятую в данном обществе систему ценностей, устанавливали и
поддерживали нормы поведения. Окружающий мир и место человека в
нем объяснялось в мифе таким образом, чтобы обеспечить поддержание
существующего порядка.
Естественно, что с развитием общества мифология претерпевала
изменения. Так, например, деление общества на классы обусловило
расслоение мифологии. Начали появляться мифологические сказания о
богах и героях, которые изображались как предки аристократических
родов.
Русские племена и говоры
В среде жрецов создавались сюжеты, приведшие к формированию
так называемой «высшей мифологии» — представлений о великих богах.
В верованиях же народных масс сохранялась «низшая мифология» —
представления о духах природы (лесных, горных, речных, морских), о
духах, связанных с земледелием, с плодородием земли, с
растительностью. Именно эти представления оказались наиболее
устойчивыми и сохранились в фольклоре и поверьях многих народов.
Мифология по причине своего синкретизма (от греч. synkre-tismos
«соединение, объединение»), то есть нерасчленения слова и действия,
мысли и чувства, стала основой для развития философии, науки,
литературы. Многие формы словесного творчества — сказки,
героический эпос, исторические предания, легенды — генетически
связаны с мифом. Через эти фольклорные жанры с мифологией
оказывается связана и литература. Некоторые особенности мифологического
мышления до сих пор
сохраняются в массовом народном сознании рядом с современным
философским и научным знанием и использованием научной логики.
Значение мифологии для самопознания человеческого общества
трудно переоценить, поскольку она представляет собой огромный пласт
культурного развития, через который прошло всё человечество.
Мифология каждого народа имеет свои особенности. В этой книге
речь пойдет о мифологических представлениях русского народа,
сформировавшихся на основе восточнославянских мифов. Сложение их
первоначального состава исследователи относят ко времени
образования из восточнославянских племен государства — Древней
Руси, то есть к Х веку. Общеизвестно, что сейчас существует три
восточнославянских народа — русские, украинцы и белорусы. Однако
такое разделение восточных славян произошло довольно поздно. Так,
формирование русских и украинцев как самостоятельных народностей
относится к XIV–XVI векам, а белорусов — к XVI–XVIII векам. Поэтому
естественно, что мифологические представления этих трех народов
близки, и при рассмотрении русского материала неизбежным и
закономерным оказывается обращение к мифологическому наследию
украинцев и белорусов. Таким образом, эта книга познакомит читателя
не только с мифологическими представлениями русских, но и с
|
|