Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Европы :: Мифы Славян :: Е.Л. Мадлевская - РУССКАЯ МИФОЛОГИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 291
 <<-
 
германцев, —  а  также  в  религиозных  доктринах  христианства, 
талмудического  иудаизма,  ислама  встречаются  эсхатологические мифы, 
то есть рассказы-пророчества о предстоящем «конце мира», или «конце 
света». Большое  место  во  многих  мифологиях  занимают  мифы  о 
происхождении и введении в жизнь людей культурных благ: добывания 
огня,  изобретения  ремесел,  земледелия, —  а  также  об  установлении 
среди  людей  различных  социальных  институтов,  брачных  правил, 
обрядов и обычаев. Их введение чаще всего приписывается культурным 
героям,  в  роли  которых  могут  выступать  предки,  боги,  герои 
исторических  преданий.  Разновидностью  мифов  о  культурных  героях 
являются  так  называемые  близнечные  мифы.  В  них  образ  культурного 
героя  раздваивается  и  воплощается  в  двух  персонажах —  братьях-
близнецах;  причем  зачастую  братья  наделяются  противоположными 
характеристиками:  один —  добрый,  созидатель,  а  другой —  злой, 
разрушитель. 
В  мифологиях  развитых  земледельческих  народов  важную  роль 
играют календарные мифы, в которых в  символической форме отражен 
цикличный  характер  распределения  сил  в  природе,  объясняются 
вопросы  смены времен  года и  т. п. Среди них наиболее показательным 
является миф об умирающем и воскресающем боге, известный древним 
грекам, фракийцам, финикийцам, египтянам и другим народам. 
На  ранних  этапах  развития  мифы,  как  правило,  примитивны  и 
кратки,  просты  по  содержанию  и  не  всегда  оформлены  как  связное 
повествование.  Позднее,  во  времена  возникновения  классового 
общества,  создаются  более  сложные  мифы,  в  которых  переплетаются 
разные  по  происхождению  мифологические  образы  и  мотивы.  Сами 
мифы превращаются в развернутые повествования, которые соотносятся 
друг с другом и образуют циклы. 
Мифотворчество —  важнейшее  явление  в  культурной  истории 
человечества.  В  первобытном  обществе  мифология  представляла  собой 
основной  способ  осмысления  мира  и  была  первоначальной  формой 
духовной культуры человечества. То, что восприятие мира первобытным 
человеком  приняло  такую  своеобразную  форму,  как  мифотворчество, 
связано  с  особенностями  мышления,  свойственными  этому  уровню 
культурно-исторического  развития.  Человек  не  выделял  себя  из  мира 
природы  и  мира  социума (общества).  Для  носителя  мифологического сознания  
осмысление  и  эмоциональное  восприятие  окружающего  мира 
были  неразрывны,  не  отделимы  друг  от  друга.  Поэтому  природные 
явления  и  объекты  как  бы  очеловечивались:  в  мифах  они 
персонифицированы, то есть им приписываются человеческие свойства, 
действия,  чувства.  Так,  например,  реки  воспринимались  как  потоки 
крови  погибших  великанов,  а  Солнце  представлялось  в  виде 
антропоморфного  божества,  которое  каждый  день  совершает  свой  путь 
по небу на колеснице. 
Важнейшим  признаком  мифа  является  его  символизм, 
порожденный  неотчетливым  разделением  в  мифологическом  сознании 
предмета  и  знака,  вещи  и  слова,  существа  и  его  имени,  вещи  и  ее 
атрибутов,  единичного  и  множественного,  пространственных  и 
временных  отношений.  Мифологическое  мышление  оперирует 
конкретными,  внешними,  чувственными  качествами  предметов.  На 
основе  сходства  этих  качеств  два  предмета  могут  восприниматься  как 
тождественные,  то  есть  абсолютно  одинаковые.  Например,  в 
сохранивших  мифологическое  восприятие  действительности  русских 
свадебных  песнях  невеста  изображается  как  лебедь,  залетевший  в 
чужую  стаю,  а  родня  жениха —  как  серы  гуси,  которые  нападают  на 
лебедя,  щиплют  его.  Конкретные  предметы  могут  становиться 
символической  заменой,  знаком  других  предметов  и  явлений.  Так,  в 
традиционной русской культуре хлеб является символом богатства, яйцо 
— символом жизни и плодородия, полотенце — символом дороги и т. п. 
Для мифологического мышления осознание одного предмета происходит 
через характеристики другого. 
Специфическая  черта  мифа —  генетизм (от  греч. genesis 
«происхождение»):  в  мифах  происхождение  предмета  выдается  за  его 
сущность. Объяснение  сущности  вещи —  это  целая  история  о  том,  как 
она изготовлялась; описание окружающего мира — это повествование о 
его происхождении. Так, любое явление в мире: ландшафтные объекты 
на земле, небесные светила, породы животных и виды растений, народы 
и  их  занятия,  обряды  и  обычаи —  для  мифологического  сознания 
оказывается  следствием  событий  древних  времен,  а  также  действий 
мифических  предков,  богов,  героев.  При  этом  время  рассказывания 
мифа и время событий, о которых в нем повествуется, всегда отделены 
друг от друга десятилетиями, веками,  тысячелетиями: «давным-давно», 
«тысячу лет тому назад», «в стародавние времена», «во времена начала 
мира». 
Мифологический и  современный периоды четко разграничиваются 
не  только во времени, но и принципиально разным отношением  к ним: 
мифологическое  время —  сакральное (лат. saker, sakri «священный»), 
когда все было «не так, как теперь»; «настоящее» время — профанное 
(лат. profanus «непосвященный»).  Мифическое  прошлое —  это  особая 
эпоха,  когда  происходило  первотворение,  возникали  и  формировались 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 291
 <<-