|
<…> а когда открыли кафтан, то ничего уже не увидели и отступились от
дальнейшей раскопки. Мотив чудского заговоренного клада также
отражает народное восприятие чуди как людей, наделенных
мифологическими характеристиками, в частности способностью к
магическим действиям, владению магическим словом. Подчас в
преданиях присутствует представление о чуди как народе, память о
котором священна, и оскорбление ее может привести к мести
исчезнувшего племени даже с того света:
На Кингострове были уничтожены остатки разбитой чуди,
спасшейся на этот остров. Тут и легла вся чудь. Этот остров считается
священным: он порос лесом, и рубить этот лес считалось греховным и
опасным, так как если сама убитая чудь и не вступится непосредственно за свои
права, то она впоследствии так или иначе должна была
отомстить оскорбившему ее святыню. Вместе с тем известны и предания,
указывающие на скрытное, невидимое пребывание чуди до сих пор.
Выше приведен текст о чудском племени, которое по приходе русских
скрылось «на Новую Землю, где живет и до сих пор, скрываясь
поспешно, когда увидит человека крещеного». Способность к
невидимому присутствию — тоже признак мифологических существ.
На Русском Севере широко распространены также предания о
«панах». Представления о панах и чуди во многом близки, оба образа
выступают в текстах как многозначные. Паны могут изображаться как
мифические существа, предки-родоначальники, первопоселенцы, а
также как разбойники, помещики, внешние враги. Зачастую на ранний
образ панов-первопоселенцев, ведущих оседлый образ жизни,
наслаивается позднейший образ панов — польско-литовских
захватчиков эпохи Смутного времени — начала XVII века. В
первоначальном образе панов отразились архаизированные
представления славянских переселенцев о коренных жителях во
времена освоения Русского Севера. Так же как и чуди, панам
приписывали издавна заброшенные поля в лесу, уже поросшие
деревьями, но сохраняющие следы вспашки. В народном сознании они
воспринимались как люди, жившие до настоящих поколений и
оставившие загадочные предметы материальной культуры: остатки
города, могильники и т. п. В описаниях курганов, могил, которые народ
называет «панскими», прослеживается представление о панах как
предках. В некоторых севернорусских селениях вплоть до XIX века
панов воспринимали как умерших предков, а в четверг на Троицкой
неделе, который здесь называли «Киселев день», ежегодно совершали
обычай поминовения панов-предков всей общиной.
В образе панов можно различить признаки предков-
родоначальников, основателей селений:
Паны <…> в Паньском жили, говорят. А паны, паны, как-то панами
называли. Паньско-то и прозвано, урочище-то паньским из-за того и
зовут Иной раз они изображаются в виде мифических персонажей, образ которых
может сливаться с природными объектами и наделяться особой
силой даже после смерти:
На месте сосны (у деревни Ананьево) была похоронена панская
сестра, и из косы ее выросла эта сосна; пробовали ее рубить, да не
смогли. Под этой сосной устраиваются гулянки на Петров день.
Нередко образ панов, на который наслоились поздние
исторические представления, сохраняет такие мифологические
характеристики, как способность к перевоплощению, колдовству,
магическим действиям.
Паны, которых как разбойников преследовали местные жители,
стали награбленное добро в землю зарывать в большой кадке и
зарывали неспроста, а с приговором, чтоб не досталось никому. Атаман
их ударился о землю, обернулся вороном и улетел, а разбойников тут
захватили и покоренили. С тех-то пор лежит на Марьине клад. Много
народу пытались его добыть, и я бывало хаживал, да нет — не дается:
наговор такой! <…> Копали, копали запустят щуп — слышно, как будто
в дерево ударяется и близко, покопают еще — все столь же глубоко,
потому: клад в землю уходит. Помучились — да так и отступились.
Мотив не дающегося в руки клада — один из наиболее часто
встречающихся в преданиях о панах. Клады панов изображаются как
необычные, подчас мифические. Как правило, они закладываются с
особым заговором в «священном» месте — под камнем, горой, водой и
т. п., то есть в типичных местах языческого поклонения. Сокровища
показываются ночью в виде огня, могут принимать вид животных или
неодушевленных предметов. Попытка овладеть такими кладами таит в
себе большую опасность:
Рассказывают, что клад этот являлся в виде досок, собак и
мертвецов <…> Один крестьянин, проходя по полю, увидел у дерева
покойника и, догадавшись, что это неспроста, зааминил его. Покойник
рассыпался кладом, а мужик, собрав часть его, принес домой, но через
три года умер. Смерть его, по суеверному поверью не рассказывать
никому о подобных находках, приписана тому, что он будто бы
рассказал о кладе. <…> Об этом же кладе рассказывают еще так: будто бы соседи
замечали иногда на сосне, под которой он скрыт, множество
горящих свечей, которые исчезали, если кто осмеливался приблизиться
|
|