|
(осот — сорная трава)». Пошел тогда черт в очерет, а свв. Петр и Павел
завезли воз людям и отдали им. А черт сидит себе в очерете да пугает
лягушек и тех людей, которые Бога не боятся.
Легенды о происхождении разных народов
Бытующие в традиционной культуре легенды о происхождении
разных народов и их отличительных особенностях — поздние. Как
правило, они изображают «изготовление» представителей тех народов,
которые непосредственно соседствуют с народом рассказчика или
хорошо известны ему по тем или иным историческим событиям. Согласно
одной из украинских легенд, людей всяких национальностей сварил черт
в одном котле, а их отличие друг от друга объясняется разницей во
времени варки: Раз черт <…> набросал в котел, в смолу, разного зелья и
стал варить. Варил, варил, попробовал <…> — вышел мужик-хохол. «Не
доварил!» — сказал сам себе черт и стал снова варить. Варил, варил,
попробовал, — вышел лях (литовец). «Еще не доварил!» — сказал черт и
стал снова варить. Дальше появились и немцы, и татары, и евреи. Для
объяснения различий между народами в легендах нередко используется
мотив их изготовления из разного материала. О происхождении русских
и украинцев, замешанных, соответственно, из глины и теста, легенда
повествует так:
Когда не было на свете хохлов и москалей, Бог послал однажды
Петра и Павла на то место, где теперь Москва. Пришли они сюда и стали
делать — Петр хохлов, а Павел москалей. Петр делал хохлов из
пшеничного теста, а Павел москалей из рудной глины, — потому они и
рыжие. Наделали и поставили сушиться на солнце. Петр и говорит:
«Пойдем, брат Павел, к реке руки мыть». А Павел отвечает: «Иди, Петр,
сам, а я свои руки и так оботру». — «Ну, коли ты не пойдешь, так
поглядывай же, чтобы не случилось чего с нашим народом». Павел
прекрасно знал, что его людей никто не тронет, а потому пошел себе под
тень да и лег соснуть. Где ни взялась собака, и давай нюхать
просушивавшихся людей. Понюхала хохлов, тотчас же разобрала, что
они из теста, и ну их есть. Приходит от реки Петр, глядь — москали
стоят, а хохлов нет! Когда смотрит — собака подняла лапу на грудь
москаля, а с груди стала глина стекать: оттого москали пузатые. Тогда
Петр как разгонится сразу, как схватит собаку за хвост, а собака как
попрет по полям на Украину! Петр как потянет ее палкою по ребрам, а
она как прыгнет через ярок, — и у нее из-под хвоста хохлы, стал там
хохлацкий хуторок, там целая слобода. С тех пор и стали хохлы жить по
хуторам да по слободам. Так и расселились по Украине.
Противопоставление русских и украинцев в текстах подобного рода
— одно из наиболее частых. В другой легенде происхождение этих
родственных народов возводится к двум пьяным мужикам, при этом
указывается на некоторые хозяйственные и бытовые особенности,
приписывающиеся обоим народам, с точки зрения рассказчика-
украинца:
Шли однажды по полю Христос и св. Петр, а навстречу им едет
свадебный поезд. Пьяные поезжане начали насмехаться над ними. Один пьяный стал
кривляться и говорит Христу и Петру: «Чего вы, бродяги,
шляетесь тут? Вы должны заниматься хлебопашеством, а не шататься по
свету без дела!» Св. Петр говорит Христу потихоньку: «Этому человеку
быть хохлом — хлеборобом: он век будет обрабатывать землю». —
«Делай с ним, что тебе угодно», — отвечал Христос. Другой пьяный
кричит в насмешку: «Чего вы бродите тут? Вишь, даже черевиков у вас
нет: вам бы только лапти ковырять, а не шататься по чужим свадьбам!»
Св. Петр и говорит: «А этому человеку быть москалем, и он будет
ковырять лапти и ходить в лаптях». <…> С тех пор от первого пьяного,
который кричал на Христа да на св. Петра, пошли хохлы, от второго —
москали В легендах об изготовлении того или иного народа по модели
лепки человека из теста обычно присутствует дополнительный мотив —
порча творения или съедание его нечистым животным, обычно —
собакой. Этот мотив подчеркивает иронический взгляд рассказчика на
происхождение данного народа, так как «благородный материал»
превращается в свою противоположность:
Когда-то давно ходил Господь со св. Петром по земле. Вот св. Петр
и спрашивает Господа: «Как это так, Господи, что всяких людей на
земле вдосталь, а вот литвинов и нет совсем?» Господь и говорит:
«Возьми да и сотвори». Взял Петр пшеничной муки, слепил из нее
галушку, а из этой галушки сделал человека да и наткнул его на тын, на
кол, для просушки. Где ни взялась собака — и съела того человека!
Оглянулся св. Петр, — нет его человека! Как схватит он ту собаку, как
начнет ее бить об землю! Что ни ударит, то и выскочит из собаки литвин.
Понавыбивал он их столько, что Бог наконец сказал: «Довольно, будет
уже!
Где ты станешь девать их?» А Петр и говорит: «И, Господи!
Найдется им место и по-над Десною и по-за Десною». Подобная легенда
существует о происхождении поляков и распространенных польских
фамилий:
Когда Господь творил разные народы, то сделал он из глины
|
|