|
москалей, французов, татар, ногайцев. Нужно было сделать еще поляка;
хватился, — ан глины-то и нет. Вот он взял и слепил поляка из теста и затем
поставил всех рядком сохнуть, а сам ушел. Вдруг бежит собака.
Нюх одного — глина, нюх другого — глина, нюхнула поляка — коли
хлеб, — она его и съела. Возвращается Господь. Дунул — пошел
москаль, дунул — пошел француз так все народы пошли, а поляка —
нет! Где поляк? — Собака съела! Пошел Господь да на мосту и догнал ее.
Как схватит ее за уши, как ударит об мост, — выскочил пан
Мостовицкий; как ударит об землю, — пан Земнацкий; как вчешет
татарина по брюху, — выскочил пан Брюховецкий — и пошли все.
Представления о мифических племенах и народах
В устной традиции восточных славян сохранилось немало
разнообразных легенд и сказаний о фантастических существах и даже
целых необычных народах, живших на земле когда-то, очень давно, или
в обозримом историческом прошлом.
В легендах о великанах, распространенных во многих местах,
отразились представления славян о смене мифологического времени,
«начальной» эпохи первотворения, временем историческим, с которого
вплоть до наших дней живут обычные люди. По народным поверьям,
первыми людьми, населявшими землю, были великаны. В
многочисленных легендах рассказывается об остатках их культуры в
виде высоких валов и курганов. Эти первые люди имели такой большой
рост, что лес для них был, как трава для современных людей. Они могли
переговариваться на огромнейшем расстоянии, передавать друг другу те
или иные вещи через реку или через гору. Согласно некоторым
легендам, современные люди появились на земле, когда еще на свете
жили великаны:
Однажды великан увидел человека, волами пахавшего землю. Он
положил его вместе с упряжкой себе на ладонь и понес показать отцу:
Смотри, отец, каких я нашел червячков!
Отец взглянул и сказал:
— Нет, сынок, это не червячки, это такие люди будут после нас.
В мифологиях многих народов мира мотив гибели великанов
соотносится с темой смены поколений богов. Существование гигантов
приурочивается к периоду завершения творения, до установления «нынешнего»
мира. Если великаны продолжают жить и после
окончательного сотворения мира, то их местопребывание часто связано
с горами, глухими лесами. Подобные представления о великанах
сохранились в русском эпосе: к ним относятся такие былинные
персонажи, как Святогор, Идолище, баба Златыгорка и ее сын
Сокольник. Нередко само их имя указывает на связь с
местопребыванием. В эпосе персонажи такого типа обычно
изображаются как враждебные богатырям Святой Руси и, шире,
человеческому племени. В былинах они всегда погибают. Таким образом,
в эпосе отражается тема смены поколений героев: великаны,
наделенные мифологической природой и воспринимающиеся носителями
эпической традиции как представители «чужого» племени или народа,
уходят, а им на смену приходят богатыри русской земли. Показательно,
что совершенно в другом фольклорном жанре — в преданиях, правда,
также отражающем мифопоэтические представления, с великанами
нередко отождествляются реальные воинственные иноземцы.
Мифические племена и народы нередко являются предметом
изображения в преданиях, сюжеты которых описывают прошлое,
исчезнувшее население данной местности. На Русском Севере широко
были распространены предания о мифических народах, которые
называли «чудью» и «панами». Для этих фольклорных текстов
характерно переплетение реалистической и мифологической традиций.
Народный этноним «чудь», по мнению исследователей, обозначает
совокупность неславянских народов, живших на территории Русского
Севера в период освоения его славянскими поселенцами.
Волшебник и великан. А. Бенуа. Азбука в картинах (1904).
В образе мифического народа чуди воплощены раннеисторические
— в значительной степени мифологические — представления о
населении, некогда обитавшем в данной местности. Многие предания
сохранили представления о чуди как о великанах:
Чудь? Белоглазые племена? Так пришельцы они с севера! Каждую
зиму приходили, вот горе!.. <…> А битвы, видно, большие были, потому
что когда строят дома, то находят большие — как и не человеческие —
такие большие кости. <…> Где какая битва была — там и церковь
поставлена, в честь этих битв с чудью, деревянная церковь. Церковь
деревянную сожгли, стали на этом месте жить, колодец копать — нельзя
колодцев копать, нельзя жить: везде огромные кости. Поставили на тех
местах каменные церкви. Указывают на кладбище дикого народа, жившего в
древности на
Двине в Хаврогорском приходе, ниже церкви <…> Там высыпаются из
горы человеческие кости необыкновенной против нынешнего народа
величины. Чудины не только изображаются как фантастически высокие
люди, но и как обладающие сверхъестественной силой:
Село Койдокурья, Архангельского уезда <…> получило свое
|
|