|
крест. Крылья и камень благословил и насадил уже сам Бог.
Построил черт и водяную мельницу. Все сделал он, как следует, не
мог только сделать снасти, что трясет корытце, которое висит над
жерновом и из которого в жернов сыплется зерно. Никак не мог он
сделать этой снасти. И вот, когда мельница, бывало, начинает работать,
черт становится около ковша да и трясет его непрерывно рукой.
Наконец, это ему надоело, и он бросил совсем молоть. Тогда Господь
послал св. Михаила, который и устроил нужную снасть. А иначе всегда
пришлось бы стоять подле ковша особому человеку и трясти его.
Сохранились в народе и легенды о происхождении различных орудий
труда и средств передвижения для людей. В некоторых случаях их
изобретение приписывается Соломону, в других — самому Богу. Легенды
об обретении людьми орудий труда отражают традиционные
представления о Божьем установлении занятий для мужчин и женщин.
Так, один из текстов повествует о том, что, изгоняя первых людей после
их грехопадения из рая, Господь дал им все хозяйственные орудия,
чтобы они могли жить, трудясь. Адаму он вручил заступ и грабли и
сказал: «Иди, Адам, землю загребай». А Еве дал прялку в руки со
словами: «Иди, Ева, пряди».
Происхождение косы связывается в легендах с образом мудрого
Соломона:
Однажды Соломон увидел, что на кузнице, покрытой землей,
выросла большая трава, и люди силятся втащить на крышу вола, чтобы
он там поел траву. Тогда Соломон зашел в кузницу, показал кузнецу, как
сделать косу, и, набив ее на рукоять, заставил людей скосить траву и
сбросить ее с крыши на землю волу. По народным поверьям, секретам
кузнечного ремесла человек
случайно научился от черта, причем против воли последнего. Об этом
рассказывает харьковская легенда:
Когда человеку понадобилось в первый раз что-то ковать, он не
знал, что при этом нужно использовать песок. Приходит к нему во время
работы нечистый: «Что ты делаешь?» — «А вот видишь — кую». Черт
пошел себе прочь. Вот человек ковал, ковал — ничего у него не
выходит. Через некоторое время снова является нечистый: «Ну, что,
сделал что-нибудь?» — «А то нет?» — «Э! Да ты, должно быть, песку
бросал?» — говорит черт. А тот человек и думает тогда себе: «Эге!
Погоди же!» Как только ушел нечистый, он тотчас же снова принялся
ковать, подбрасывая при этом песку. И пошло у него дело на лад. Секрет
же закаливания железа, согласно легендам, случайно открыл Бог.
Когда Бог и апостолы ходили по земле, то сильно замерзли и,
увидев разведенный на берегу костер, подошли погреться. Бог, чтобы
взять огня с собой, воткнул в костер свою железную палицу, чтобы она
раскалилась. Вдруг выскочил черт и говорит Богу: «Ты что, Боже,
крадешь мой огонь?» Бог рассердился и бросил палицу в воду, но затем
быстро поднял ее и кинул в черта. Черт увернулся, а палица ударилась о
камень и при этом зазвенела, потому что стала очень твердой. С тех пор
люди стали при ковке закалять железо в воде. О таком средстве
передвижения, как телега, первые люди не знали, а потому и зимой, и
летом ездили на санях. Об изобретении телеги существует следующая
легенда:
Не было такого мастера, который мог бы сделать воз. Один раз Бог
и говорит свв. Петру и Павлу: «Чем вам тут слоняться из угла в угол,
ступайте-ка лучше да поищите такого мастера, который бы сделал воз
для людей». Одели на себя Петр и Павел сермяги, взяли по куску хлеба
в руки и пошли. Идут день, идут другой, идут третий. Нигде на свете не
нашли мастера, который мог бы сделать воз. Идут дальше. Под вечер
приходят к болоту. Видят, стоит избушка на курьей ножке. Слушают, а в
той избушке треск, крик, гам, гвалт, точно в аду. Испугались Петр и
Павел и уже хотели было дать тягу. Но вот страх несколько прошел.
Собрались с духом и направились прямо к избушке. Вошли. Смотрят, а
там стоит хорошо сделанный воз, на колесах, а около него что-то
копается еще черт. Воз уже совершенно готов, а черт все суетится: то
потянет его сюда, то туда, то в дверь, то в окно. А воз зацепится
то
колесом, то дышлом, — никак не может бедолага-черт выкатить его из
избушки. «А что ты, черт, делаешь тут?» крикнул св. Петр. Черт сначала
было страшно испугался, услышав посторонний голос; но потом, когда
увидел, что это святые Петр и Павел — люди знакомые, оправился и
сказал: «Да вот сделал воз, а теперь никак не могу его выкатить из
избушки». — «Эх, дурак ты, дурак! Отдай нам этот воз, так мы его тотчас
же выкатим!» — «А что вы мне дадите за него?» — «А что дадим? Дадим
овес, ячмень». — «Ладно, будь по-вашему!» Петр и Павел разобрали воз
и вынесли его на двор. Черт увидел, что воз уже на дворе, и говорит:
«Теперь, когда воз на дворе, я уже не отдам его вам». — «А коли не
отдашь, так мы тебя перекрестим, и тогда не будет у тебя ни воза, ни
овса». — «Ну, — говорит, — берите уже воз, да только скажите
окончательно, что именно вы даете мне за него?» — «Скажем, но только
прежде ты сложи его нам так, как он должен быть». Сложил черт воз и
снова просит платы за него. «Мы сказали, что даем за твой воз очерет
|
|