Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Европы :: Мифы Славян :: Е.Л. Мадлевская - РУССКАЯ МИФОЛОГИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 291
 <<-
 
используется для объяснения социальных различий между людьми. Так, 
согласно  легенде,  мужик  был  сделан  Богом  из  глины,  а  пан —  из 
пшеничного  теста.  Но  пока  они  сушились,  а  Бог  обедал,  прибежала 
собака.  Мужика  она  поскребла  лапами  и  помочилась  на  него,  а  пана 
съела. Возвратившись  в  это  время, Бог  схватил  собаку  за  хвост  и  стал 
трясти,  и  из  нее  посыпались  паны  и  побежали,  куда  глаза  глядят.  Где 
кто из них остановился, по  тому месту Бог его и назвал: под ольхой — 
пан  Ольховский,  за  болотом —  пан  Заболоцкий,  за  рекой —  пан 
Зарецкий. В  системе  мифологических  представлений  изготовление  первых 
людей  из  глины  или  теста —  не  единственный  способ.  Языковой 
материал —  данные  фразеологии, —  а  также  фольклорные  тексты 
восточных  славян  позволяют  реконструировать  другие «ремесленные» 
модели творения людей. В народных выражениях типа «неладно скроен, 
да крепко сшит», «не лыком шит», «скроены на одну колодку» очевиден 
мотив создания человека с помощью шитья. Мотив изготовления людей с 
помощью швейного мастерства, а также технологических приемов других 
ремесел  прослеживается  и  в  сказочной  традиции.  В  одной  из  сказок, 
например,  у  Бабы-Яги,  воюющей  с  русскими  богатырями,  имеются  в 
подземном  царстве  необычные  работники,  которые  изготавливают  для 
нее  войско.  Это —  волшебные  кузнецы,  портные,  ткачи,  сапожники. 
Кузнец раз стукнет молотком о кувалду — солдат, еще стукнет — другой. 
Портной  или  швея «раз  кольнет  к  себе  и  от  себя  иглой —  солдат  с 
конем»,  над «пялами» (пяльцами) «взмахнет  иглой —  выскочит 
богатырь» или «казак  с пикою». Девушка-ткачиха «как бросит утоцину 
— выскочит богатырь» или «махнет челноком,  так и  выскочит  солдат  с 
тесаком».  Сапожник «шилом  кольнет,  то  и  солдат  с  ружьем,  на  коня 
садится, в строй становится». 
У  восточных  славян  очень  редко,  но  встречается  известный  в 
других мифологических традициях архаический мотив о происхождении 
людей из яиц. В одной из легенд повествуется о том, что во время родов 
из чрева Евы, как у птиц, вышли яйца. Бог, разрезая их пополам, бросал 
половинки  на  землю,  и  из  одной  получался  мужчина,  а  из  другой — 
женщина.  Когда  мужчина  и  женщина,  появившиеся  из  одного  яйца, 
находят друг друга на земле, они вступают в брак. Некоторые половинки 
первых людей попали в болота или непроходимые места и там погибли. 
Поэтому  вторые  половинки  не  могут  их  найти  и  остаются  всю  жизнь 
одинокими. 
Легенды  о  происхождении  жилища,  хозяйственных  построек, 
орудий труда  
Согласно некоторым легендам, люди не умели  строить жилища до 
всемирного потопа и существовали под открытым небом. После  потопа,  когда  
наступила  суровая  зима,  Ной  выстроил  для 
своего  семейства  небольшой  деревянный  сарай  и  провел  в  нем 
несколько  зим.  Когда  семья  Ноя  увеличилась,  он  построил  большой 
сарай,  а  со  временем,  приобретя  навык  в  плотничьем  мастерстве, 
построил уже и небольшую избу. 
Первые  избы,  что  строили  люди  после Ноя,  были  без  окон. Одна 
женщина,  чтобы  осветить  внутри  свою  избу,  как-то  схватила  решето  и 
начала  бегать  по  двору,  чтобы  поймать  в  решето  луч  солнца.  Вдруг 
явился ангел в образе простого человека и, посмеявшись над женщиной, 
сказал: «Глупая ты, баба!» Затем взял топор, прорубил в избе дыру, — и 
изба  осветилась.  Увидев  это,  женщина  обрадовалась,  но  при  этом 
заметила: «Все  хорошо,  но  как  я  теперь  буду  защищать  свою  избу  от 
холода?»  Тогда  ангел,  чтобы  помочь  ее  горю,  пошел  на  берег  моря, 
нашел там большую рыбу, вынул из нее пузырь и этим пузырем закрыл 
прорубленное  отверстие,  так  что  в  избе  было  и  светло,  и  тепло. С  тех 

пор и все остальные люди начали строить себе избы с окнами. 
Для большинства легенд на эту тему, как и для мифопоэти-ческих 
текстов о сотворении мира и первых людей, характерен дуалистический 
мотив  участия  в  созидательном  процессе  двух  противоположных  типов 
творцов.  Нередко  создание  первой  избы  в  начальные  времена 
существования  мира  приписывается  Сатане,  но  он,  как  обычно,  не 
доводит дело до конца: 
Построив  избу,  Сатана  не  сообразил  проделать  окна,  вследствие 
чего в ней было  темно. Не  зная, как быть, Сатана взял мешок и давай 
носить  мешком  солнечный  свет  в  избу.  Принесет,  выпустит  его, —  а 
света все нет в избе. В ту пору приходит Бог и спрашивает Сатану, что 
он делает? Сатана отвечает, что вот он построил избу, да  только в ней 
темно, как ночью: «Сколько ни тружусь, сколько не ношу света, а в хате 
все  темно  и  темно». — «Подари  ее  мне, —  сказал  Господь, —  я  уж  это 
дело  устрою». — «Бери,  а  то мне  надоело  носить  свет».  Тогда  Господь 
сделал  три  окна,  и  в  хате  стало  светло.  С  тех  пор  люди  строят  хаты.
 
Изобретение ветряной и водяной мельниц в народе также приписывается черту.  
Однако  привести  механизм  в  действие  оказывается  под  силу 
только Богу: 
Построил  черт  ветряную  мельницу,  но  при  этом  он  никак  не  мог 
нацепить на нее  крылья,  так  как  они  устраиваются  крестом. Не мог  он 
также  насадить  и  жернов  из  камня,  в  отверстии  которого  тоже  есть 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 291
 <<-