|
— Пусти меня посмотреть на дело Божьих рук, — я дам тебе за это
шубу; а не пропустишь — совсем заморожу.
Собака прельстилась обещанною шубой, так как была без шерсти и
смерзла, и пропустила дьявола. Дьявол покрыл собаку шерстью, а
человека всего оплевал, охаркал. Видит Бог свое творение покрытым
нечистотою, и выворотил его так, что все нечистоты оказались внутри, а
затем вдунул в него душу. И стал человек снаружи чист, а внутри полон
всякой скверны.
Восточнославянские легенды о сотворении людей, восходящие к
библейскому мифу, сохраняют известное архаическим мифологическим
традициям представление о создании сначала мужчин, а потом женщин.
Иногда изготовление Евы — жены для Адама — изображается как
случайное:
Когда сотворил Бог Адама, то есть слепил его и поставил сушить,
собака тут и крадется к нему. Подкралась и вытащила у человека одно
ребро. Хватился Бог — нет ребра. Пошел он искать и нашел в кустах
собаку, а у нее в зубах ребро. Бог отнял его и принес к Адаму, —
так
звали первого человека. Прилаживал он его, прилаживал — ничего не
выходит, так как ребро было уже надгрызено. Тогда Бог с досады взял
да и сотворил из того ребра жену Адаму и назвал ее Евою.
Вклиниванием в процесс создания пары Адаму животных, считавшихся в
народном сознании нечистыми, или дьявола легенды объясняют приписываемые
женщине в традиционной культуре отрицательные
характеристики. По некоторым легендам, ребро Адамово было похищено
не собакой, а чертом. У Ангела, попытавшегося схватить черта и отнять
ребро, в руках остался только его хвост, из которого Бог и сотворил Еву.
Вот почему «все женщины хитры и лукавы, как черти». В большинстве
своем легенды сообщают о сознательном решении Бога сотворить жену
для Адама, причем иногда в них содержится развернутое
психологизированное объяснение того, почему именно из ребра Адама
создается пара для него:
Сотворил Бог Адама и поселил в раю Видит Бог, что Адам скучает,
и говорит сам себе: «Не добро быти человеку одному, сотворю ему жену
по образу его. Из чего только ее сотворить? Из глины: не будут любить
друг друга. Нет, возьму часть у Адама и создам из нее жену, чтобы они
прилепились друг к другу, были одно тело. Из чего же взять? Из
головы? — будет очень умна, станет главою мужа. Из руки? — возьмет
мужа в руки. Из ноги? — будет бегать от мужа. Возьму ребро с левой
стороны от самого сердца, из-под руки, чтобы сердечно любила мужа и
была у него под рукою». Навел Бог на Адама сон, взял у него с левой
стороны, от сердца, ребро и поставил его к дереву на солнце сушиться.
Бежит собака, увидела ребро, схватила его и ну грызть. Ангел отнял у
собаки уже надгрызенное ребро, подал его Богу, и Бог из не-догрызка
сотворил жену Адаму. — Вот почему жен на Украине бранят: «собачий
недогрызок». Поздние восточнославянские легенды подчас сохраняют
известное некоторым мифологиям архаическое представление о том, что
происхождение женщины отлично от происхождения мужчины, что она
делается из другого, чем мужчина, материала: Мужчину Бог сотворил из
земли, а женщину из теста да и поставил их напротив солнышка, чтобы
они высохли, а архангелу Михаилу приказал стеречь их. Вот Михаил
стерег, стерег, да ненароком и загляделся на что-то, а собака прибежала
да и съела женщину. Вложил Бог душу в человека, затем взял одну
кость-ребро и сотворил ему уже второй раз жену.
Согласно другой легенде, Бог первоначально делает жену для
Адама из цветка розы: Бог сотворил человека из пшеничного теста и
поставил его на
солнце, чтобы он высох; а собака и съела его. Тогда Бог вылепил Адама
из глины, вдохнул в него ангельскую душу и дал ему роговое тело,
чтобы оно никогда не сгнило и не боялось холоду. После того Бог наслал
на Адама сон, и когда тот заснул, Бог сотворил ему из розы (любимый на
Украине цветок) жену да и положил ее около Адама. Адам проснулся,
увидел, что жена не такая, как он, да и говорит Богу: «Не хочу я жены
из цветка; если бы мне такая жена, как и я». Тогда Бог снова навел на
Адама еще более глубокий сон. Когда Адам заснул, Бог вынул из него
одно ребро, сотворил из того ребра Еву и положил подле Адама. Адам
проснулся, увидал, что жена его такая же, как и он, и взял ее себе. Бог
спрашивает Адама: «Ну что же, какая жена тебе больше нравится — та
ли, которая из цветка, или та, которая из твоего ребра?» — «Уж,
конечно, мне больше нравится та, которая из моего ребра», — отвечал
Адам. — «А на мой взгляд, — сказал Бог, — та лучше, которая из цветка:
я ее дам Сыну Своему как мать». Взял Бог ту жену, которая была
создана из цветка, и отослал на небо. Мотив изготовления людей из
теста прослеживается в сохранившихся в восточнославянских языках
устойчивых выражениях типа «быть сделанным из одного теста».
Украинцы о безвольном человеке говорят: «Сделан из мягкого теста». В
приведенных легендах этот мотив отражает тему неудачи первого опыта
создания человека: творение оказывается слишком легко подверженным
уничтожению, то есть нежизнеспособным. Иногда мотив создания людей
из теста увязывается с более поздней тематикой: в полесской легенде он
|
|