|
производит дождь в подземном мире.
Глава 3 ЛЕГЕНДЫ О СОТВОРЕНИИ ПЕРВЫХ ЛЮДЕЙ, ИЗОБРЕТЕНИЙ
И РАЗНЫХ НАРОДОВ. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МИФИЧЕСКИХ ПЛЕМЕНАХ И
НАРОДАХ
Легенды о сотворении первых людей. — Первый человек —
Адам. — Сотворение женщины. — Легенды о происхождении жилища,
хозяйственных построек, орудий труда. — Представления о мифических
племенах и народах
Легенды о сотворении первых людей
Бытовавшие у восточных славян легенды о сотворении первых
людей — поздние по происхождению и, по большей части, являются
переложением апокрифических книжных сказаний. В них, однако,
сохранились архаические мифологические представления о единстве
элементов, составляющих макрокосм — мироустройство и микрокосм —
человека как подобия, отражения Вселенной. Так, в переводном
памятнике древнерусской литературы Палее отмечается, что Бог создал
человека, взяв материал восьми частей, соответствующих природным
явлениям: от земли — тело, от камня — кости, от моря — кровь, от
солнца — очи, от облака — мысли, от света — свет, от ветра — дыхание,
от огня — тепло. Эти представления нашли отражение и в духовном
стихе о Голубиной книге: У нас мирнарод от Адама; Кости крепкие от камени,
Теслеса наши
от сырой земли, Кровь-руда наша от черна моря.
Наиболее распространенные восточнославянские представления о
происхождении человека непосредственно восходят к библейскому
мотиву сотворения человека из земли, из глины. Большинство легенд на
эту тему имеет дуалистический характер. Значительное влияние на их
формирование оказали такие памятники древнерусской книжности как
Палея и апокрифическое сказание «Како сотвори Бог Адама». В
белорусских легендах процесс создания человека повторяет схему
творения земли: материал для сотворения первого человека по просьбе
Бога достает дьявол со дна моря. Легенды всех трех восточнославянских
народов устойчиво повторяют мотив двойственной природы человека —
божественной и дьявольской. Бог изготавливает человека, а Сатана
портит творение Бога:
Создав первого человека Адама, Бог пошел взять от солнца очи для
него, и когда Адам лежал один на земле, пришел к нему окаянный
сатана и вымазал всего его грязью. Бог, возвратившись, хотел было
вложить Адаму очи, и когда увидел его в грязи, то сильно разгневался
на дьявола и проклял его. Дьявол исчез, как молния, сквозь землю.
Господь, сняв с Адама «пакости сатанины», сотворил из них собаку,
которой повелел стеречь Адама, а сам отошел в горний Иерусалим за
Адамовым дыханием. Сатана во второй раз пришел, чтобы навести на
Адама «злую скверну». Увидев в ногах Адама собаку, которая начала на
него лаять, он испугался и, взяв дерево, истыкал им всего Адама и
сотворил в нем семьдесят недугов. Господь, возвратившись, снова
догнал дьявола; но недуги вошли внутрь человека. Затем Господь
позаботился о том, чтобы дать соответствующее имя первозданному
человеку. Для этого он послал ангела своего и повелел ему на востоке
взять «аз» — «А», а на западе — «добро» — «Д», на севере и на юге —
«мыслите» — «М», — и человеку, таким образом, дано было имя Адам.
Многие из дуалистических легенд повествуют о повторении
дьяволом процесса создания человека, который завершается непредсказуемым
результатом. Более того, даже создав свою тварь,
дьявол оказывается не в состоянии ее оживить:
Бог взял глины и стал лепить человека по образу своему подобию.
Видя это, дьявол и себе взял глины и также стал лепить фигуру по
образу своему. Бог слепил человека, а дьявол — козла. Бог вдунул в
свое творение душу, и человек ожил. Дьявол ну и себе дуть на свою
тварь: дул спереди, дул сзади, — не оживает, а только смердит.
— Господи, подуй на мою тварь, — просит дьявол.
Бог дунул, — и козел стал живой. Дьявол обрадовался и ну плясать
вокруг козла и хвастаться перед Богом, что его тварь лучше Божьей.
Господь и говорит дьяволу:
— Почему ты называешь козла своей тварью? Ведь я оживил его:
твоя глина, а козел мой.
Черт. С. Коненков В другой легенде дьявол, пожелав сделать и себе
такого же
человека, какого сотворил Бог, принимается за работу, но у него
получается волк. Некоторые тексты отражают традиционные оценочные
характеристики составляющих человека и попутно объясняют
происхождение некоторых особенностей животных, в частности собаки:
Бог слепил человека из глины, поставил его около тына сушиться и
приказал собаке стеречь, а сам полетел на небо за душой. Дьявол видел,
что Бог что-то делает, и взяло его любопытство, что там такое стоит
около тына. Крадется мимо собаки, а она ну рычать на него — не
подпускает. Дьявол подул на собаку. От его дуновения собака
почувствовала страшный холод, стала дрожать; а дьявол и говорит:
|
|