|
МИФОЛОГИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ
Оборотни и обменыши
Колдуны и ведьмы
Знахарь и знахарка
Пастух
Мельник
Кузнец
Гончар
Глава 3 ХРИСТИАНСКИЕ СВЯТЫЕ В НАРОДНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ
Пресвятая Богородица
Николай Чудотворец
Илья Пророк
Егорий Храбрый
Власий — скотий бог
Флор и Лавр — лошадники
Касьян Немилостивый
Параскева Пятница Кузьма и Демьян — божьи кузнецы
ПРИЛОЖЕНИЕ
Народный календарь
Использованная литература
В житейском понимании мифы — это старинные предания о
сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов, героев
и фантастических существ. Обычному читателю наиболее хорошо
известны античные и библейские сказания, легенды и мифы, которые
подчас воспринимаются как вымышленные занимательные истории,
далекие от реальной действительности. Но это не совсем так.
Слово миф имеет не одно значение. В переводе с греческого языка
оно означает «предание», «сказание», и, следовательно, справедливо,
что одной из особенностей мифа является элемент повествования.
Вместе с тем в науке под мифами принято понимать систему архаических
представлений о мире. Мифами также называют рассказы, которые
воплощают эти представления.
Совокупность мифологических представлений и рассказов того или
иного народа составляют его мифологию (от греч. mythos «предание» +
logos «слово»).
Мифология включает в себя глобальную систему представлений о
мире и человеке, созданную в первобытную эпоху. Но о ней нельзя
говорить как о статичном, неизменяемом явлении. Мифология прошла
большой путь развития — от примитивнейших мифов, объясняющих
отдельные признаки животных или повествующих о странствиях
первобытных предков, как, например, в австралийских мифах, до
сформировавшихся пантеонов (пантеон — совокупность всех богов того
или иного культа — от лат. pantheon «храм всех богов») со сложной
иерархией богов и распределением между ними различных функций.
Так, например, обстоит дело в греческой мифологии.
Начиная с первой половины ХIХ века, помимо уже известного
античного и библейского материала, внимание ученых привлекли мифы
многих индоевропейских народов: древних индийцев, иранцев,
германцев, славян. В более позднее время были вхявлены также мифы
народов Америки, Африки, Австралии, Океании, что привело
исследователей к выводу о том, что мифология на определенной стадии
исторического развития существовала у всех народов мира. Изучение
христианства, ислама, буддизма показало, что «мировые религии» тоже
включают в себя мифологические представления.
Сравнение мифов разных народов позволило установить, что в них,
при всем их многообразии, повторяется целый ряд тем и мотивов. Так,
во многих мифологиях присутствуют мифы о животных, представления о
происхождении животных от людей и о том, что люди некогда были
животными. Мифологический мотив превращения людей в животных и
растения известен практически всем народам земного шара.
Чрезвычайно древними являются мифы о возникновении небесных
светил: солнца (солярные мифы), месяца или луны (лунарные мифы),
звезд (астральные мифы).
У народов с развитыми мифологическими системами —
полинезийцев, североамериканских индейцев, у народов Древнего
Востока и Средиземноморья — существовали мифы о происхождении
космоса, то есть мира, вселенной (космогонические мифы), и человека
(антропогонические мифы). Эти мифы, как правило, построены либо на
идее творения, либо на идее развития. Согласно первым, мир создается
богом-творцом, великим колдуном или другим сверхъестественным
существом. Согласно последним, мир постепенно развивается и
упорядочивается из состояния хаоса, мрака или из воды, яйца и т. п. В
космогонические мифы нередко вплетаются сюжеты о происхождении
богов и людей. К числу распространенных относятся мотив чудесного
рождения, мифы о происхождении смерти. С космогоническими мифами
соотносятся сравнительно поздно сформировавшиеся мифологические
представления о загробном мире, о судьбе.
В некоторых мифологиях, отличающихся высокой степенью
развития, — например, у древних ацтеков и майя, иранцев,
|
|