Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Европы :: Мифы Славян :: Е.Л. Мадлевская - РУССКАЯ МИФОЛОГИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 291
 <<-
 
устройства  мира  и  признаков  тех  или  иных  природных  явлений, 
сведения о которых закреплены в традиции и передаются из поколения 
в  поколение.  О  магическом  значении  загадок  свидетельствует  система 
запретов  на  их  загадывание.  Так,  у  многих  народов,  и  в  частности  у 
восточных славян, существовали запреты на загадывание загадок днем, 
то  есть  при  дневном  свете,  летом  и  в  Рождественский  пост, 
предшествующий Святкам. В некоторых местах на Украине этот  запрет, 
приуроченный  к  посту,  связывался  с  опасностью  для  молодняка  скота, так  
как  в  этот  период  у  домашних  животных  начинался  окот.  Русские 
Пермской губернии считали, что при нарушении данного запрета коровы 
не  будут  возвращаться  с  поля  домой,  волк  может  их  задрать,  а  сам 
человек  заблудится  в  лесу.  Неблагоприятные  последствия  нарушения 
запрета  возникают  как  реакция  на  несвоевременность  произнесения 
текстов, отражающих в  том или ином ракурсе вопросы мироустройства; 
слово,  подобно  действию,  совершенному  в  неурочное  время,  вносит 
дисбаланс в установленном уже на данный годовой цикл миропорядке. И 
если  загадывание  загадок  преждевременно  в  летнее  время  или  в 
Рождественский  пост,  то  в  период  Святок  проговари-вание  текстов-
загадок, огласовка содержащихся в них основ миропорядка продуцирует 
их  реализацию  в  подходящий,  по  традиционным  представлениям,  для 
этого момент. 
С  представлениями  о  формировании  мироустройства  в  святочное 
время  связаны,  по  всей  видимости,  сложившиеся  в  традиции  запреты 
совершать  в  течение  этого  периода  действия,  представляющие  собой 
технологические  приемы  ряда  ремесел.  Так,  у  восточных  славян,  и  в 
частности  у  русских,  в  Святки  не  разрешалось  заниматься  женским 
рукодельем:  прясть,  сматывать  в  клубок  нитки,  связывать  нити  и 
завязывать  узлы,  ткать.  Вспомним,  что  акт  творения  миропорядка  в 
народном  сознании  уподоблялся  процессам  прядения  или  тканья.  Не 
принято было в Святки  также плести лапти, вить веревки,  гнуть какие-
либо  детали  для  изготовления  утвари  или  орудий  труда,  городить 
изгородь  и  т. п.,  то  есть  совершать  действия,  в  основе  которых  лежат 
приемы,  типологически  близкие  витью  и  плетению.  Кроме  того,  к 
святочному периоду относились также запреты молотить, сбивать масло, 
молоть в жерновах. Эти действия, связанные с идеей форморазру-шения 
и  формообразования,  а  также  основанные  на  движении  верчения,  по 
всей  видимости,  имеют  в  мифологических  представлениях  то  же 
значение, что и процессы прядильно-ткацкого ремесла. Нарушение всех 
этих  запретов  можно  расценивать  как  вмешательство  простых  людей 
своими действиями, носящими обыденный  характер, в космогонический 
процесс.  Такое  вмешательство  может  нарушить  его,  внеся  дисбаланс  и 
дисгармонию в устанавливающийся миропорядок. Не случайно в народе 
считали,  что  нарушение  запретов  должно  было  повлечь  за  собой 
негативные последствия, сказывающиеся не только на нарушителях, на 
судьбах  их  будущих  детей,  на  здоровье  домашних  животных,  на 
приплоде скота в их хозяйстве, на урожае, но и на природных явлениях 
в новом году. Так, например, в Московской губернии считали, что из-за 
нарушения  запрета мотать  в Святки  нитки  летом  будут  сильные  ветры, 
которые извертят рожь. Тот, кто прядет под Новый год (в данном случае 
мартовский: в Древней Руси до ХУ века, судя по летописям, Новый  год 
начинался  в  марте),  может «отслюнить  замурованную  зиму»,  то  есть 
возвратить  зимние  холода.  Из  приведенных  случаев  очевидно,  что 
совершение  запретных  действий  ведет  к  нарушению  природных 
процессов,  что,  в  свою  очередь,  должно  сказаться  непосредственно  на 
судьбе  урожая  и,  соответственно,  привести  к  отрицательным 
последствиям  для  всего  социума.  При  этом,  согласно  народным 
представлениям,  именно  в  святочное  время  особую «трудовую» 
активность обретают прядущие мифологические существа или домашние 
духи типа кикиморы, которые, как известно из народных поверий, сучат 
пряжу  в  ночь  под  Рождество  или  в  течение  всех Святок. По-видимому, 
только  природным  духам  позволительно  выполнять  в  значимое  время 
запретную  работу.  Вместе  с  тем  переведение  запретных  действий  в 
условный  план  нашло  широкое  распространение  в  святочных 
развлечениях.  Так,  в  названиях  молодежных  игр  и  хороводов,  а  также 
игр  ряженых,  которые  приурочивались  к  святочным  игрищам, 
сохранилось  указание  на  запретные  действия: «ручеек  заплетать», 
«завивать  венок», «плетни  заплетать», «ка-пустку  завивать», «в жты», 
«шубу шить», «сапоги шить», «гнуть  ободья», «мельник», «мельница», 
«масло  мешать»  и  т. п.  Характерно,  что  и  хореография  большинства 
хороводов  построена  на  движениях  заплетания-завивания,  приводящих 
к форме  круга  или  линии  из  участников,  руки  которых  переплетены  в 
строгом порядке. 
В  действах  ряженых  нередко  имитировались  запретные 
операционные  приемы.  Так,  например,  изображая  помол  муки,  один ряженый  
ложился  на  лавку,  накрываясь  пологом,  и  водил  рукой  в 
горшке  с  камушками,  поставленном  на  пол,  а  другой  ряженый  кидал  в 
девушек  снегом  из  лукошка,  как  будто  мука  пылит. «Мешая  масло», 
ряженая женщина тоже крутила в ведре снег трепалом (деревянный нож 
для  трепания  льна),  а  затем  ударяла  своим «орудием»  девушек  ниже 
спины. Широкое  распространение  на  Русском  Севере  нашло  ряженье  в 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 291
 <<-