Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Европы :: Мифы Славян :: Е.Л. Мадлевская - РУССКАЯ МИФОЛОГИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 291
 <<-
 
кикимору.  Атрибуты «мифологической  пряхи»  лишь  отдаленно 
напоминали  реальные:  вместо  веретена —  палка  с  наростами,  вместо 
пряжи —  солома  или  мокрая  кудель. «Профессиональные»  действия 
«пряхи»  вызывали  смех  присутствующей  на  игрище  молодежи  и 
зрителей:  старухи,  одевшись  кикиморами,  усаживались  на  полатях  и, 
свесив ноги с бруса, ставили прялку между ними и в такой позе пряли. В 
некоторых местностях «кикимора» выдергивала «пряжу»-солому себе на 
подол,  а  затем  разбрасывала  мутовкой —  палкой  для  размешивания 
теста — по всему полу; прялку «пряха» использовала как музыкальный 
инструмент, «тренькая»  или  стуча  по  ней  в  такт  идущей  пляске,  и 
требовала  от  девушек: «Девки,  пляшите,  а  то  замараю!».  В  отдельных 
случаях «кикимора»  тихо  приходила  на  игрище,  садилась  в  красный 
угол  и  начинала «работать»,  не  разговаривая  ни  с  кем,  чем  давала 
молодым  понять,  чтобы  они  тонко  и  вовремя  пряли;  после  беседы 
«кикимора»  так  же  молча  уходила.  Нередко  приход «кикиморы» 
завершался поджиганием «кудели» и шумом. Очевидно, что выполнение 
запретных действий, переведенных из бытового плана в игровой, имело 
ритуализованный  характер,  так  как  обязательно  осуществлялось  в 
Святки  в  рамках  развлечений  молодежи  и  игр  ряженых.  Это 
свидетельствует  о  том,  что  как  соблюдение  запретов,  так  и  условное, 
символическое  совершение  запретных  действий  служили  благополучию 
формирования  миропорядка  на  следующий  год.  Таким  образом,  Святки 
как  особая  пространственно-временная  точка  и  их  обрядовая  сфера, 
соотносимая  с  идеей  первотворения,  являлись  своего  рода 
энергетическим  импульсом,  дающим  начало  очередному  витку  жизни 
природы.  Переход  от  старого  года  к  новому —  не  единственный 
праздник,  обнаруживающий  связь  с  элементами  архаического мировосприятия.  
Для  традиционной  культуры,  даже  на  позднем  этапе 
развития,  свойственна  ориентация  на «священные»  былые  времена. 
Мифологическое  прошлое  довольно  широко  находит  отражение  и 
остается значимым в обрядовой практике. 
Глава 2  ПРЕДСТАВЛЕНИЯ  О  НЕБЕСНЫХ  СВЕТИЛАХ.  ПРЕДАНИЯ  И 
ЛЕГЕНДЫ О ВОЗНИКНОВЕНИИ НА ЗЕМЛЕ ЛАНДШАФТНЫХ ОБЪЕКТОВ  
Небо  и  небесные  светила. —  Солнце  и  месяц. —  Луна. — 
Происхождение звезд и их названия. — Земля и ландшафтные объекты 
Небо и небесные светила  
Согласно  легендам,  земля  плоская,  как  тарелка,  по  краям  она 
сходится с небом. Владимирские крестьяне полагали, что небо имеет вид 
громадного  сводчатого  потолка,  который  соединяется  с  землей «по 
краям  света».  Небо  создал  Бог,  чтобы  жить  там  вместе  с  ангелами, 
херувимами  и  святыми  угодниками.  Это  произошло  в  третий  день 
творения. Во многих местах широко бытовало представление, что кроме 
видимого  с  земли  неба  существует  еще  несколько  небесных  сводов.  В 
зависимости  от  местных  представлений,  их  всего  три,  семь  или 
одиннадцать,  и  на  последнем  из  небес  живет  Бог.  С  этими 
представлениями  связано  известное  народное  выражение «быть  на 
седьмом небе», означающее «радоваться», «быть счастливым». Небо, по 
народным  поверьям,  имеет  плоскую  форму,  как  земля.  Место  их 
соприкосновения  находится  очень  далеко,  там,  куда  никто  не  доходил. 
Здесь располагается беспредельное, вечно бушующее море. Этого места 
достигают  лишь  души  умерших  с  помощью  ангелов.  Небо  имеет 
отверстия,  через  которые  на  землю  проливается  дождь  и  выходят 
звезды.  Кое-где  небо  представляли  состоящим  из  некого  твердого 
вещества, подтверждая это мнение тем, что по небу ездит Илья Пророк в 
своей колеснице. Подчас крестьяне верили, что небо — это отверделая 
оболочка из дыма. Между небом и землей существует навес — «облако» 
вроде  полотна,  не  дающее  сгореть  земле  и  всему  живому  на  ней.  В 
некоторых  местах  считали,  что  небесный  свод  покрывает  весь  свет,  и 
концы его впадают в море, скрываясь на его дне. На берегу этого моря 
живет  необычайно  сильный  народ,  люди  которого  отличаются одноглазостью.  
У  русских  и  украинцев  местами  рассказывали,  что  там, 
где на конце света небо опирается на землю, женщины кладут на край 
неба прялки после работы или вальки, когда моют белье на речке. 
Во многих местах крестьяне были убеждены, что небесные светила 
сотворены из огня.  Главным из них, по  традиционным представлениям, 
является солнце. В народе его нередко называли «царем неба». Солнце 
освещает и согревает землю днем, а ночью оно скрывается за пределами 
земли, как бы обходит ее и наутро снова появляется на востоке. Кое-где 
у восточных славян солнце представляли огромнейшей искрой, которая 
неизвестно  как  держится  в  пространстве,  или  огненным  несгораемым 
шаром.  Где-то  считали  солнце  огнем,  который  поддерживает «какой-то 
дед», и в зависимости от его желания то начинается день, то наступает 
ночь.  В  некоторых  местах  небесное  светило  представляли  большим 
колесом  и  полагали,  что  его  можно  достать  даже  рукой,  когда  оно 
снижается  на  закате.  Заходящее  солнце  опускается  в  море,  которое 
окружает землю, как яичный белок охватывает желток. Распространены 
были также представления об уходе его на ночь за землю, за горы или 
«на  тот  свет».  Почти  повсеместно  в  народе  были  уверены,  что  земля 
стоит неподвижно, а солнце движется вокруг нее. В полдень оно немного 
отдыхает,  а  вечером  вовсе  отправляется  на  покой.  Ночью  дневное 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 291
 <<-