|
сказочном повествовании присутствует оценка созданного царевной-
лягушкой в эстетической категории красоты: «Красота-то какая стала».
Это соответствует мифологическому представлению об эстетической
отмеченности космоса, его украшенности. С появлением этой красоты в
сказке связывается также возникновение и необычного до этого момента
состояния гармонии, веселья: «и такое сделалось веселье, какого
никогда не бывало».
Героиня сюжета «Царевна-лягушка» — волшебная невеста, своего
рода идеал, обладающий способностью творить мир. Этот мотив
встречается не только в сказке, но и в свадебной поэзии. В русской
традиции каждой девушке в самый важный для нее момент жизни
припевали обрядовые песни, в которых изображался процесс шитья или
тканья, при этом уровень рукоделия невесты в тексте определялся как
достигающий мастерства творца: На коленочках держит,
Полужоныя пялечки,
Во правой-то руке держит
Она иголку серебряну,
Царевна-лягушка. В. Васнецов (1918).
Во левой-то руке держит
Она цевоцку золота.
Она шьет да вышивает
Три узора мудреные:
Как первый узор вышила
Она краснаго солнышка
Со лучами со ясными,
С обогривами теплыми.
Как другой узор вышила
Она светлова месяца,
Со звездами со мелкими,
А третей узор вышила Она всю подвселенную.
В реальной действительности невеста с помощью предметов своего
рукоделия создавала, конечно, не вселенную, а «свой мир». Подобно
сказочной царевне, разворачивающей свое царство из волшебного яйца,
деревенская невеста заполняла новое для нее пространство мужнина
дома приготовленной ее руками тканой утварью, извлеченной из сундука
с приданым.
В мифологиях разных народов структура мирового пространства
воспринималась состоящей, как правило, из трех частей. В архаических
мифах и ритуалах обыгрываются и горизонтальная, и вертикальная
структуры космоса. В последнем случае мировое пространство делится
на верхний мир (небо), средний мир (земля) и нижний мир (подземное
царство, преисподняя). Обычно с каждой из трех зон мирового
пространства соотносятся соответствующие мифологические персонажи
и животные. С верхом связаны птицы, с серединной частью — копытные
животные, с низом — хтонические (подземные) животные и мифические
чудовища. Представления о такой структуре мира сохранились в
мифопоэтических текстах. Так, например, русской сказке известен
мифологический мотив путешествия героя в подземный или в
поднебесный мир. В былинах герой может странствовать по всем трем
зонам мирового пространства, причем в образах животных,
соответствующих этим зонам. В былине о женитьбе Потыка, герой, увозя
жену Марью Лебедь Белую в Киев, делает остановку в чистом поле и
ставит шатер, чтобы переночевать. Жена, оказавшаяся чародейкой,
превращает богатыря в разных животных:
Розоставил кроваточьку со новых-то костей,
Со новых-то костей да с зуба рыбьего
Да валилсэ со Марфушкой — лебедь белыя
Розьсердилась-то на ёго Марфушка, лебедь белая.
Обвернула ёго да чёрным вороном,
Приказала лететь ёму по поднебесью;
Он летал-то всю ноцьку осённую,
А осённу-ту ноценьку до бела свету. Обвернула другой раз да как добрым конём,
Да сама-то садилась как на добра коня,
Она ездила-то всю ночьку осённую;
Да того жа он ездил до бела свету,
Пролежал он весь день с утра до вецёра.
Обёрнула она тогда горносталюшком, Приказала копатьце да под
кореньицём, Копалсэ Потык до бела свету, Приломал он свою да буйну
голову.
В другом варианте былины Марья Лебедь Белая превращает
Потыка последовательно в ясного сокола, серого волка и горностая.
Очевидно, что образы этих животных соответствуют трем зонам
вертикального членения мира. Путешествие по «иным» мирам в
мифопоэтических традициях разных народов может быть связано с
добыванием невесты или волшебного, магического предмета и т. п. Но
во всех случаях пребывание героя за пределами «своего» пространства
соотносится с вопросом познания «чужого» мира, его тайн, что
оказывается необходимым для обретения им нового, более высокого
социально-возрастного статуса.
|
|