|
одевать или на стол настилать.
Говоря о необыкновенных деяниях царевны-лягушки, нельзя не
заметить, что в ее образе отразились мифологические представления о
творце. В вариантах сюжета героине присущи черты разных типов
творцов: культурного героя, демиурга и творца, обладающего
божественной природой. Подобно культурному герою, царевна-лягушка
добывает — достает, переносит — чудесные или идеальные предметы из
царства своего отца, то есть из другого мира. Так, в одном из вариантов
героиня говорит Ивану-царевичу, что у ее отца, то есть в ее царстве,
есть непростая сорочка — «ни шва, ни стежка, как лита». В большинстве
вариантов героиня выступает в роли демиурга, создавая особенные
предметы. При этом в «производственных процессах» участвуют силы
природы («ветры буйные»), птицы (вороны или «все птички, все
синички, все воробушки, все голубушки, все соколы» во главе с
орлихой), животные (мыши, крысы). По отношению ко всем этим
персонажам героиня выступает как организатор, или волеизъявляющее
существо. Божественное начало героини в некоторых вариантах сюжета
передается через мотив не-рукотворности творения: ее произведение
«не шито, не ткано, все равно как высажено». Зачастую ее изделия
созданы магическим путем: «собрала все мучинки и крупинки и дунула
своим духом — ну, так хлеб и испекся»; «она собрала нитинки и
паутинки, собрала и дунула своим духом, вот и выткалось полотно».
Рассматривая мотив творения в сюжете «Царевна-лягушка», нельзя
не отметить «космическую» природу самой героини, которая
проявляется в различных ее характеристиках. Так, иногда она именуется
«Свет-луна». Ее «родственники» подчас имеют «космическую» природу.
Так, в одном из вариантов героиня говорит о своих родителях: «Если
земля клонит, то мать в погоню гонит. Лес шумит — отец летит». Сам
образ царевны-лягушки причастен к стихиям-первоэлементам: воде,
земле, огню, воздуху (ветрам). Связь героини с землей и водой
устойчиво проявляется в разных планах. Так, местопребывание
царевны-лягушки — болото. Героиня имеет хтоническую (подземную)
природу, так как она — лягушка. В мифологическом аспекте
причастность героини к водной стихии особенно очевидна в ее функции
хранения сильной воды, а также в том, что появление царевны-лягушки
на пиру сопровождается дождем. Ее связь с ветром и огнем также
очевидна в эпизоде появления на пиру: оно сопровождается не просто
дождем, но и ветром, громом и молнией.
Возвращаясь к мотиву творения мира, следует сказать, что в
сюжете «Царевна-лягушка» он не исчерпывается «ремесленной»
моделью. Отражение одного из актов космогенеза (создание ландшафта,
живых существ — птиц и рыб, а также культурных объектов — корабля)
реализуется с помощью такого явления, которое в сказке
квалифицируется как «чудесное умение». В данном случае это — умение
«танцевать». Особенности «чудесного танца» царевны-лягушки явно
соотносятся с мифологическими представлениями об акте творения.
Прежде всего, в сюжете присутствует мотив ущербности существующего
пространства, отсутствия в нем чего-то важного и нужного. В пермской
сказке героиня, приехав на пир, говорит своему свекру: «Все у тебя,
тятенька, хорошо, а одно неисправно <…> У тебя вот вокруг дому саду
нет». В сюжете всегда присутствует четкая регламентация времени,
когда произойдет творение: пир, с его кульминационным моментом —
пляской героини, назначается всегда на ночь — темное время суток.
Характерное для космогонии преобразование тьмы в свет
осуществляется в сюжете с помощью мотива сияния в ночи света, огня,
молнии при появлении царевны-лягушки, а также посредством
обозначения видимости того, что сотворила героиня: «все вокруг
увидели». «Сырьем» для объектов творения царевны-ляшки
оказываются остатки еды и питья, смешанные (то есть приобретшие
состояние хаоса) в рукавах героини. При этом куски мяса и мослы — это прах и
твердь, а вино, напитки — представляют собой жидкую
субстанцию. Акт творения в
«чудесном танце» имеет двухчастную структуру, что связано с
особенностью танца: «махнула одной рукой, махнула другой рукой». В
разных вариантах сказки действие творения может осуществляться по
разным принципам, но в любом случае оно соответствует
мифологическим представлениям о космогоническом процессе. В
некоторых текстах создание героиней объектов в пространстве
происходит по принципу различения исходного «материала», который
она кладет в рукава. В один рукав царевна-лягушка помещает косточки
— «твердый» материал, и из него при взмахе рукой получаются сады. Во
второй рукав она льет напитки, и из них образуются пруды. В других
текстах творение в танце совершается по принципу поэтапности
заполнения пространства: при первом взмахе героини появляется ров,
при втором — вода в нем. Есть также сказки, где созидание
осуществляется по принципу движения от заполненности пространства к
его «оживлению»: при первом взмахе появляется сад и пруд, при втором
— рыба в пруду начинает играть и плывет судно, или при первом взмахе
образуется озеро, при втором — по нему плывут лебеди, гуси. Нередко в
|
|