|
Толкование былин, как «замаскированных мифов», было очень натянутым.
Сохранилось немало культур, в которых отдельно и независимо существовали мифы и
эпические предания о героях. Пураны и итихасы Индии, мифы и легенды Эллады,
мифологические и героические песни «Старшей Здды». Зигфрид побеждал дракона — и
Тор побеждал Змея, но Зигфрид явно не был «историфицированным Тором», как и
Геракл, победитель Лернейской Гидры, не представлял собою очеловеченную,
приземленную версию змееборца Аполлона. Наивные методы мифологистов позволяли
свести к все той же солнечно-погодной схеме жизнь любого исторического
персонажа. Первым это подметил француз Жан Батист Перес — и с истинно
французской легкостью и остроумием сочинил памфлет, в котором с серьезным видом,
по всем правилам «мифологической» теории, доказывал, что Наполеон Бонапарт не
кто иной, как... солнечный миф. В самом деле — его имя означает Наи Аполлон,
Истинный Аполлон, фамилия Бонопарте, «благая часть», обозначает власть Солнца
над светлой частью суток, днем, и летом — теплой половиной года. Кстати о Лете
— мать Наполеона звалась Летицией, а мать Аполлона — Латона или Лето — не ясно
ли, что это одно и то же?! Двенадцать маршалов Наполеона — это знаки Зодиака,
его дети — времена года, поверженная им гидра революции (ре-волюта,
извивающаяся!) — это змей Пифон, пораженный Аполлоном, и так далее и тому
подобное. Английский этнограф Эдуард Тэйлор писал в 1871 году: «Нет такой
легенды, аллегории или детской песенки, которая была бы в безопасности от всюду
проникающего мифолога-теоретика... Нетрудно также указать на солнечные эпизоды,
олицетворенные в исторических характерах, выбранных с известной
осмотрительностью. Так, Кортес, высаживающийся в Мексике и принятый ацтеками за
самого Кетцалькоатля, жреца Солнца, возвращается с Востока для возобновления
своего царства света и славы. Подобно Солнцу, покидающему Зарю, он покидает
жену своей молодости и в более зрелую пору изменяет Марине ради другой невесты.
Подобно Солнцу, блестящая, победоносная карьера его только на закате жизни
омрачается тучами печали и немилости.
Даже жизнь Юлия Цезаря может быть подведена под схему солнечного мифа. В какую
бы страну он ни являлся, он приходит, видит, побеждает. Он покидает Клеопатру,
устанавливает солнечный год, умирает от руки Брута, подобно Зигфриду в песне о
Нибелунгах, умирающему от руки Хагена, и, падая под множеством ударов,
обагренный кровью, он завертывается в тогу, чтобы умереть во тьме».
В том же самом году очень схожие вещи писал корифей русской и мировой
мифологической школы Федор Иванович Буслаев. С горечью он вспоминает о своем
увлечении солнечно-погодной символикой: «По этой теории все объясняется легко,
просто и наглядно, какое бы событие ни рассказывалось... Где в былине поется о
горе, по этой теории разумеем не гору, а тучу или облако; если богатырь
поражает Горыню, это не богатырь и не Горыня, а молния и туча». Другой русский
мифологист, А.А. Котляревский, писал годом позже в рецензии на трехтомник
Афанасьева, с его стрелами-молниями, сокровищами-светилами: «Чем опровергнет
нас автор, если мы в стрелах увидим обыкновенное боевое орудие доогнестрельного
периода, а в золотой казне Соловья-разбойника — поэтическую прибавку фантазии к
понятию о разбойнике, живущем грабежом, разбоем?»
Критика мифологической школы шла, не в последнюю очередь, изнутри. Ее
последователи — по крайней мере многие из них — отлично видели ее слабости и
недостатки. Однако не только недостатки были в ней. Конечно, на том уровне
изучения мифа как явления о его правильном понимании, о правильном понимании
его места в культуре и сознании народа, его взаимосвязи с эпосом говорить не
приходилось. Изначально ложным был взгляд мифологической школы на саму сущность
мифа, который воспринимался как «болезнь языка», результат «непонимания»
природных явлений и так далее. Но мифологи собрали и обобщили огромное
количество материалов. Именно они показали, что эпос существует, так сказать, в
мифологическом контексте — до понятия «мифологического сознания» остались еще
многие десятилетия. Многие наблюдения ученых этой школы и в наши дни не
потеряли значения. В первую очередь это исследование Ф.И. Буслаевым былины о
Вольге и Микуле. Отождествление Вольги-Волха с чародеем Волхвом новгородских
преданий, к сожалению, отвергнуто позднейшими исследователями; между тем, как
мы увидим, это отождествление — единственный ключ к этому былинному образу.
Неоцененными остались и очевидные параллели, проведенные Буслаевым, между
образом волшебного пахаря Микулы и пахарями-князьями западнославянских преданий.
«Народобесие» нашей интеллигенции не позволило ей отказаться от столь
сладостно созвучной ее сознанию трактовки былины, как унижение князя и его
дружины этаким архетипическим воплощением не то славянофильской «земщины», не
то «трудового народа» социалистов всех мастей. В результате единственное,
насколько мне известно, убедительное объяснение этой былины пропало втуне.
Мифологическая школа не совсем исчезла в конце XIX века. Многое в ней
использовал В.Я. Пропп. Во второй половине XX века лингвисты-языковеды В.Н.
Топоров и В.В. Иванов создали теорию «основного индоевропейского мифа»,
удивительно напоминающего построения Афанасьева, в любом сюжете усматривавшего
битву Громовержца с его змееподобным противником.
Наконец, неожиданное продолжение идеи мифологистов XIX века получили в трудах
так называемых русских ведистов, весьма произвольно «реконструирующих» русскую
мифологию из былин и «узнающих» в Илье Муромце Перуна, а в Добрыне отчего-то
|
|