|
эпоса, и эти суровые края стали почти на сто лет местом паломничества
фольклористов. Иногда их поэтично величали «Исландией Русского эпоса». Именно
на далеком острове в Северной Атлантике лучше всего сохранились
скандо-германские предания, восходящие иногда к эпохе Великого переселения
народов, падения Рима и нашествия гуннов Аттилы. Сравнение красивое, но
неточное. Дело в том, что немалая часть преданий, сохранившихся в Исландии,
была не забыта и в тех краях, где происходит их действие — во фьордах
Скандинавии, на берегах Рейна и Дуная, В то же время под самым «стольным
городом Киевом» мы не найдем и следа былинных преданий. Ниже мы подробно
рассмотрим причины такого странного положения.
Глава 3. Мифы, заимствования или история? Школы былиноведения до Октября
Обычно былиноведение XIX — начала XX веков делят на ряд школ. Конечно, в те
времена научные школы не приобрели еще того характера политических партий или
религиозных сект, как во второй половине XX столетия. В наше время почти
невозможно стать последователем И.Я. Фроянова человеку, начавшему научную
карьеру как последователь идей Б. Д. Грекова, последователь В.Я. Проппа не
примкнет к исторической школе Б.А. Рыбакова, а сторонник «неонорманнизма» В.Я.
Петрухина, Р.Г. Скрынникова и Л.С. Клейна вряд ли станет в ряды учеников А.Г.
Кузьмина. Фраза: «Вашу руку, коллега, — вы меня убедили» — почти немыслима в
научной дискуссии конца XX — начала XXI веков — по крайней мере в среде
лингвистов, фольклористов или историков.
В XIX веке, напротив, известен целый ряд таких примеров. Так, Всеволод Миллер и
Ф.И. Буслаев, начинавшие как видные представители соответственно теории
заимствований и мифологической теории, примкнули впоследствии к исторической
школе.
Но все же в фольклористике XIX века довольно отчетливо выделяется ряд
направлений, а именно: мифологическая школа (ее иногда еще называют
солярно-метеорологической), компаративистская школа (попросту говоря, школа
заимствований), наконец, историческая школа. И, знакомясь с этой эпохой
былиноведения, не принимать их во внимание невозможно.
Возникшая в первой половине XIX века в Германии под влиянием романтизма и
разочарования в мифах «Просвещения», мифологическая школа в нашей стране была
представлена такими, подчас мирового значения, фигурами, как А.Н. Афанасьев, Ф.
И. Буслаев, Орест Миллер и многие другие. В последние годы, после почти
полутора-векового перерыва, несколько раз был переиздан фундаментальный труд
Афанасьева, трехтомник «Поэтические воззрения славян на Природу». Несколько
менее повезло с издателями работам Буслаева, тем не менее подборка его статей,
изданная под общим заголовком «Народный эпос и мифология», изданная в Москве в
2003 году, доступна любому любознательному читателю.
Мифологическая школа называлась так потому, что ее приверженцы возводили
сюжетные основы былин и их быт к мифологии. В мифологии они, в свою очередь,
видели аллегорическое описание явлений Природы, преимущественно грозы, дождя и
других погодных явлений* Боги казались им воплощениями Солнца и Грома, демоны —
туч или зимних холодов. Оттого возникло другое название этой школы —
солярно-мифологическая.
В глазах этих ученых былины сами по себе были дохристианской, до
государственной архаикой, слегка прикрытыми христианскими именами мифами о
Русских Богах. Во Владимире Красно Солнышко видели, как легко догадаться,
Солнечного царя Даждьбога. Илью Муромца через посредство Ильи Громовника
отождествляли с небесным воителем, Громовержцем Перуном. Богатырский меч (а
равно и палица, копье, стрела) становился молнией, вражьи орды — тучей. Илья,
по их мнению, сидел на печи, скованный болезнью — а на деле зимней стужей, —
пока чудесные странники (осенние тучи) не напоили его живительной влагой
(дождем). Тогда он обретает силу, и со стрелами-молниями отправляется на бой с
Соловьем-разбойником, воплощением зимних ветров.
Иногда, впрочем, внутри былинного эпоса все же выделяли «старших» и «младших»
богатырей. Выражение «старшие богатыри» встречается в одной былине об Илье
Муромце.
Старшии богатыри дивуются:
«Нет на поездку Ильи Муромца!
У него посадочка молодецкая,
Вся поступочка богатырская».
Первым предложил выделять их славянофил Константин Аксаков, и Федор Иванович
Буслаев поддержал его. Оба они понимали под «старшими» богатырями тех, в ком
языческое, «титаническое» начало выступает слишком уж очевидно, — исполина
Святогора, князя-оборотня Вольгу Всеславича, волшебного пахаря Микулу
Селяниновича. Следует, однако, отметить: сам эпос не проводит четкой грани
между «старшими богатырями» и прочими героями былин.
|
|