|
О летописном упоминании Тидрека-Дитриха будет подробно рассказано ниже. Пока же
заметим, что свои рассуждения Клейненберг аргументировал либо довольно слабо,
либо вообще не аргументировал. К первым относится обрисованная им странная
судьба эпических героев немцев и русских. Все, что по этому поводу
действительно может сказать Клейненберг, — это указать на очень тесное торговое
сотрудничество немцев с Новгородом в XII—XIII веках. Однако торговое
сотрудничество отнюдь не обозначает взаимопроникновения культур и, тем более,
эпосов. И главное, остается непонятным — если взаимоотношения новгородцев с
ганзейскими немцами были столь тесными и доброжелательными, то отчего же
русский богатырь в германских и скандинавских преданиях становится врагом их
заглавного героя, а германский герой имеет на Руси столь печальную репутацию.
Ко второму типу, к утверждениям совершенно бездоказательным, относится
утверждение, будто тема войны Тидрека, союзника Аттилы, с русами,
вильтинами-лютичами и пулинами-поляками есть якобы отражение «в очень
искаженном виде» печально знаменитого Drang nach Osten, «Натиска на Восток»
Саксонской династии в IX—X веках. Ни малейших оснований столь категоричного
суждения исследователь не приводит. В свою очередь, необходимо напомнить, что
германцы всегда вели натиск на земли полабских и поморских славян под флагом
обращения этих последних в христианство. В эпосе же нет ни слова о религиозной
подоплеке вражды русов, вильтинов и пулинов, с одной стороны, и гуннов и готов
— с другой. Более того, в прологе саги сказано: «Не было никого, кто бы держал
правую веру, хотя они веровали в истинного бога, клялись его именем и славили
его». То есть сказитель не видит между героями никакой разницы в
вероисповедании — все они, так сказать, «праведные язычники» — и Тидрек, и его
союзник Аттила, и Илья с Вальдемаром. Не менее странным предстает и
союзничество лютичей и поляков против готов-германцев в саге. В исторической
реальности тех времен бывали и союзы поляков с немцами против лютичей, и
лютичей с немцами против поляков, но союз поляков, русов и лютичей против
германцев — для IX—X веков вещь невероятная. Наконец, совершенно непонятно
отсутствие в саге самого этнонима лютичи, появившегося в X веке и быстро
вытеснившего прежнее название племени (велеты, вельты, вильтины), бытовавшее со
II века н.э., и появляющегося впервые на карте Птоломея.
И эта работа, как можно видеть, выдержана в традициях компаративизма.
Историческая основа преданий изначально отметается.
Следующей заметной публикацией на эту тему была статья Глазыриной «Илья Муромец
в русских былинах, немецкой поэме и скандинавской саге». Очень показательно для
всего изучения этой темы то обстоятельство, что статья, помещенная в сборнике
«Методика изучения древнейших источников по истории (выделено мною. — Л. П.)
СССР», но собственно исторический источник видеть в былинах, поэме и саге автор
отказывается. В проникновении образов русского былинного эпоса на Запад
Глазыриной видится только взаимовлияние эпосов. Единственная историческая
ценность этого факта в глазах исследовательницы в том, что он позволяет
датировать былины об Илье временем «не позднее середины XI века».
Кроме «сходств», выявленных Ярхо, Глазырина находит и отличия в образе Ильи в
былинах и западном эпосе. Эти отличия в том, что Илья в былинах крестьянин, а в
западных преданиях он kunek Ilias (король Илья), kunek von Riuzen (король Руси),
kunek von wilden Riuzen (король дикой Руси). Далее, в поэме «Ортнит» Илья
руководит войском в 5000 бойцов, а в былинах всегда совершает подвиги в
одиночку. Наконец, западный Илья женат и имеет детей, тогда как Илья былин
одинок, в крайнем случае говорится о его случайной связи с какой-нибудь
«поляницей» или «честной вдовой», причем дети от этих браков настроены к отцу
враждебно и пытаются его погубить.
Однако крестьянское происхождение Ильи, как я уже указывал, считается многими
исследователями эпоса привнесением XV—XVII веков, о чем упоминает и сама
Глазырина. В былинах же существует и целый ряд намеков на высокое происхождение
Ильи: освобожденным от осаждавшей Чернигов «силы поганой» горожанам он
представляется «королевичем», в ряде былин королевичем назван его сын, в одной
из сказок по мотивам былин Илья «стал царствовать» (последнее, впрочем, можно
объяснить и сказочной спецификой; гораздо сложнее дело обстоит с былинным
«королевским» достоинством богатыря него сына).
В ряде былин Илья выступает не только как одинокий воитель, но и как полководец,
руководящий действиями богатырской «дружины хороброй», как мы говорили об этом
во введении. Впрочем, о роли Ильи, как дружинного воеводы, мы еще говорили в
разделе, посвященном Владимиру Красну Солнышку.
Кроме любовниц Ильи, которыми могут оказаться безымянная вдова, баба Златогорка
или Латыгорка, «злая поляница преудалая» или даже ведьма Маринка Кайдаловна, в
одной из былин прямо упоминается жена богатыря, некая «Савишна» (возможно,
сокращение от отчества Златыгорки — Северьянишна), в отсутствие мужа и в его
доспехах отражающая вражье войско.
Есть в былинах еще один родственник Ильи, находящий себе удивительно полную
параллель в западном эпосе. Это племянник, в разных вариантах, Ильи или
Владимира, юный богатырь Ермак. «Имя Ермака во всех былинах совершенно
|
|