Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Европы :: Мифы Славян :: Лев Прозоров - Времена русских богатырей.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 91
 <<-
 
они пришли в Восточную Европу в IX—X вв., и, как любят указывать норманнисты, 
«отделялись» источниками от славян. На самом деле такое «отделение» не многого 
стоит. Тацит, Иордан и Прокопий Кесарийский также отделяют готов от германцев. 
Бриттов никто и никогда не называл кельтами или галлами. Однако все это ничуть 
не опровергает ни германского происхождения готов, ни кельтского происхождения 
бриттов, и только слависты требуют от средневековых авторов употребления 
кабинетного обобщающего термина в отношении изучаемых ими народов. Из 
«отделения» русов следует лишь то, что в Восточной Европе они были чужаками и 
пришельцами, отличаясь от местных славянских племен.

И если ориентиром для поиска реликтов племенного эпоса ильменских словен в 
былинах нам послужили новгородские летописные предания, то ориентиром в поиске 
исторической подоплеки архаики в Киевских былинах могут послужить 
перекликающиеся с былинами эпические произведения Средней Европы — в том числе 
многократно упоминавшаяся на этих страницах «Тидрек сага».



Глава 5 Русские богатыри против Аттилы: былины и эпос Средней Европы 

Ученые достаточно давно обратили внимание на параллели между русским былинным 
эпосом и некоторыми эпическими памятниками Средней Европы XI—XIII вв.: «Тидрек 
сагой» и южно-немецкими поэмами об Ортните или Гертните. Предельно кратко 
содержание этих памятников можно изложить так: в саге идет речь о войне 
коалиции русов (во главе с «конунгом Вальдемаром» и его сподвижником Ильей 
Русским), вильтинов (велетов-лютичей) и пулинов (поляков) против гуннов Аттилы 
и готов Тидрека (Теодориха). В немецких поэмах идет речь о том, как Илья 
помогает своему юному племяннику Ортниту (Гертниту, Эрно) завоевать невесту, 
дочь языческого царя. Царь в отместку подсылает к Гертниту дракона. Гертнит, 
вопреки увещеваниям супруги и Ильи, выходит на бой с чудовищем и гибнет. В ряде 
вариантов предыстория (свадьба, злокозненный тесть) опускается. Гертнит 
вступает в бой с драконом вопреки увещеваниям близких и гибнет. Его земля 
достается Дитриху — то есть тому же Тидреку-Теодориху (текст и пересказы 
преданий — в указанных ниже работах А.Н. Веселовского.).

Вопрос о связи былин с западным эпосом поставил еще германский исследователь К. 
Мюлленгофф в середине XIX века. «Конунг русов Вальдемар» и его воин «Илиас фон 
Рюссен», то есть Илья Русский, поразительно напоминали центральные фигуры 
русского былинного эпоса: Владимира Красно Солнышко и Илью Муромца. К чести 
немецкого исследователя, он предположил именно русское происхождение данных 
фигур скандогерманских эпосов. Из русских ученых параллелями между западным 
эпосом и былинами впервые занялся А.Н. Веселовский, общепризнанный корифей 
компаративистской школы. С одной стороны, он очень внимательно изучил проблему 
и установил, что не только отдельные герои, но и связь между ними, целые 
генеалогии в былинах и западных эпосах совпадают. С другой стороны, все 
дальнейшие исследования упоминаний в западном эпосе героев русских былин 
происходили именно в ключе школы заимствований. Считалось само собой 
разумеющимся, что появление русских героев в западном эпосе отражает не 
историческую действительность, а взаимовлияние фольклора разных народов.

Б.И. Ярхо окончательно доказал, что речь идет не о случайном созвучии имен, а о 
тождестве героев. Он обнаружил следующие сходства между былинным богатырем и 
«Русским» героем западного эпоса: а) сходство в имени, б) в географическом и 
циклическом приурочении, в) во внешнем облике, г) в сюжете боя отца с сыном. 
Исследователь отмечал: «нужны сильные аргументы, чтобы при таких сходствах 
отрицать исконность тождества». Список этот можно расширить, что мы и сделаем 
ниже.

В 1950-е годы А.М. Астахова в своей статье «Илья Муромец в русском эпосе» 
обращается к материалу западных преданий. Однако вывод ее неутешителен: 
«Материал саг не дает никаких оснований предполагать, что Илья вошел в западный 
эпос непосредственно из исторической действительности», и, далее, «Данные саг 
вопрос об историческом прототипе Ильи Муромца тоже никоим образом не решают». 
Данное утверждение нельзя назвать иначе чем, самое мягкое, спорным. Однако оно 
отражает подход едва ли не всех исследователей, обращавшихся к «Тидрек саге» и 
немецким поэмам о Гертните.

Мельком коснулся былинной темы И.Э. Клейненберг в статье «Дедрик Бернский» в 
Новгородской летописи». Он рисует довольно искусственную картину: сначала 
былины новгородцев становятся известны немцам, и те вводят Илью и других 
былинных героев в свой эпос, почему-то в качестве врагов своего национального 
героя Дитриха-Тидрека. Затем, в свою очередь, «Тидрек сага» становится 
известной на Руси и ее заглавный герой, изображенный врагом русских богатырей, 
удостаивается в Новгородской летописи в начале XIII века (в рассказе о взятии 
крестоносцами Царьграда в 1204 году) имени «поганый злый Дедрик», Естественно, 
что при подобном подходе отрицается всякая мысль об исторической возможности 
реального столкновения Теодориха с русскими героями. Более того, сам 
Теодорих-Дитрих-Тидрек «не историческое лицо, а (! — Л. П.) герой эпоса» и 
«потерял всякую связь (!!! — Л. П.) со своим историческим прототипом».

 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 91
 <<-