|
Примерно той же степенью надежности и обоснованности отличается увязывание
«святого Ильи Муромца» с двенадцатым столетием. Лясотта упомянул между делом,
что-де «Элия Моровлин» геройствовал не то четыреста, не то пятьсот лет назад.
Православные сочинители быстро отсчитали от времен Лясотты четыреста лет — и
пожалуйста, двенадцатый век! Что никаких точных дат в преданиях, услышанных
иноземным послом, не было и не могло быть, что, наконец, писания немецкого
иезуита не самый лучший источник для поисков сведений о православном святом —
это, по-видимому, никого не смутило. Главное — во благо церкви, во славу Христа.
А истина — дело десятое. Что ж, наш современник Андрей Кураев, готовый и Гарри
Поттера привлечь к делу православной проповеди, имеет достойных
предшественников. Да они и не были первыми — разве не становились христианскими
святыми языческая богиня кельтов Бригитта (родственница скандинавской Фригг,
супруги Одина, и нашей Берегине) и александрийская язычница Ипатия, убитая
христианами?
Как мы увидим еще, главный богатырь русского эпоса был «христианином» ничуть не
лучше, чем эти достойные женщины.
Стоит еще заметить, что в связи с культом приписанных Илье Муромцу мощей в
народе сохранялась очень устойчивая легенда, что мощи эти обретаются в пещерах
на днепровском берегу со времен, предшествовавших заложению Антонием
Киево-Печерской обители в начале XI века. Я прошу вас, читатель, запомнить это
— мы вернемся к этому преданию, когда будем говорить о времени и месте
возникновения русского эпоса.
Так создавалась, в некотором роде, атмосфера, в которой пришлось работать
последующим исследователям эпических преданий русского народа.
Глава 2 Как ученые открывали былины
Образованному российскому обществу и впрямь пришлось открывать эпос
собственного народа, как какую-то неведомую страну. Впрочем, во времена
возникновения исторической науки эта страна и интереса-то особого не вызывала.
И Татищев, и издатель «Слова о полку Игореве» упоминали былину лишь в
примечаниях, комментариях, а Карамзин затрагивает их вскользь, в нескольких
словах. Уж такое это было время, читатель. Время, когда царица Екатерина
всерьез рассматривала архитектурные проекты Баженова, предусматривавшие
"разрушение части кремлевских стен, и молодой Карамзин с восторгом писал об
этих планах в своем дневнике, а митрополит Филарет недрогнувшей рукою
подписывал распоряжение о сносе древнейшего храма Москвы. Век классицизма и
ампира с их идолопоклонническим преклонением перед «правильными» формами
античности, век «Разума» и идей «Просвещения», овладевших напудренными головами.
Национальный эпос с этих позиций представлялся осколком дикости и суеверий и
не мог иметь никакой научной ценности.
Уж, казалось бы, минули конец XVIII — начало XIX столетий, когда благостные
бредни просветителей заскрежетали ножами гильотин, когда напудренные головы
покатились — во имя Разума, естественно! — с эшафотов. Когда «светоч Прогресса»
обернулся заревом пылающей Москвы, а в русский язык вошло словцо «шаромыжник»,
обозначавшее перемазанного в крови и саже поджигателя и мародера, славного сына
революционной Франции — казалось бы, пора было и протрезветь! Но нет — мысли
радетелей прогресса и просвещения косны и неповоротливы, почитатели «Разума»
менее всего склонны считаться с реальностью. Еще в 1815 году престарелый
Державин — тот самый Гаврила Державин! — охарактеризовал первое издание русских
былин в сборнике Кирши Данилова, как «нелепицу, варварство и грубое неуважение»
к вкусам «чистой публики». Известный в то время фольклорист князь Н.А.
Церетелев презрительно припечатал былины: «грубый вкус и невежество —
характеристика сих повестей». Все тот же Карамзин — и снова в примечаниях, как
бы в людской, чтоб не омрачать слуха благородной публики в «чистых» комнатах, —
посмертно отчитал Михаилу Васильевича Ломоносова, вздумавшего провести
параллели между эллинскими мифами и — «какой моветон!» — русскими сказками.
Дворянин, потомок крещеных золото-ордынских мурз, цедил через губу этому
неотесанному мужлану, нордическому великану из Холмогор — мол, Баба Яга и
Морской Царь это мужицкие, простонародные басни, не могущие, конечно, и
сравниться с мифологией эллинов и не представляющие никакого интереса. Сравнить
леших с фавнами, нимф — с русалками?! Как можно-с?! Уж не хотел ли господин
Ломоносов сказать, что приемные и парки дворянства российского украшены
изображениями тех же существ, про которых врут ваньки и маньки в людских?!
Фи!!
Прошло полтора столетия. Уже давно стали аксиомой общие индоевропейские истоки
славянского язычества и эллинской мифологии. Уже давно выяснены мифологические
корни образов Бабы Яги и Морского Царя. Уже давно «низшая мифология» с ее
лешими, домовыми и русалками — предмет пристальнейшего изучения этнографов и
мифологов. Но до сих пор в чести у историков напудренный сентиментальный
ордынец, а на прозревавшего, как обычно, через века вперед, Русского Гения
|
|