|
города, упоминаемые в былинах — Чернигов, Смоленск, — к X веку только
складываются из конгломератов нескольких поселений. В то же время в былинах,
как известно, именно Киев является столицей Руси, и все главные герои
определяют себя как «богатырей Святорусских», свою землю — как «Святую Русь». И
если во времена Игоря Рюриковича былины существовали, то закономерно возникает
вопрос: где же и когда они складывались? И главное — кем? Говоря более
конкретно — если былины были эпосом племени, то какого именно племени или каких
именно племен? Ответу на этот вопрос посвящена третья часть настоящей работы.
Часть 3.
Былинная Русь
Глава 1 К истокам: реликты племенного эпоса словен ильменских в былинах
В поисках племени, чей эпос лег в основу русских былин, логичным кажется
обратиться к тем персонажам эпоса, которых исследователи давно рассматривают
как отражение родоплеменной эпохи. В первую очередь к таковым относится Волх,
он же Вольга. Поскольку в некоторых исследованиях, в том числе и
использовавшихся в настоящей работе, продолжают рассматриваться «исторические»
трактовки этого образа и даже рассматривается как нечто «доказанное» тождество
Вольги с Олегом Святославовичем, а Волха — с Всеславом Полоцким, следует
обозначить свою позицию в этом вопросе.
Во-первых, тождество Вольги и Волха есть факт. Б.А. Рыбаков, оценивавший это
тождество как «отдельные второстепенные детали, сходные в обоих циклах», мягко
говоря, уклонился от истины. Эти «второстепенные детали» представляют собой —
имена героев, сам сюжет в одной из двух былин о Вольге и единственной былине о
Волхе, описание рождения и молодости героя в обеих былинах о Вольге и
единственной о Волхе. Проще говоря, за вычетом этих «деталей» от Вольги
остается лишь его встреча с Микулой, от Волха — вообще ничего.
Во-вторых, подысканные исторической школой «прототипы» Вольги и Волха, чьи
биографии, как говорилось выше, имеют крайне мало общего с сюжетами былин,
должны навсегда занять свое место в истории былиноведения как примеры курьезной
крайности.
Гораздо более ценно наблюдение Ф.И. Буслаева и Н.И. Костомарова о тождестве
Вольги-Волха с известным по позднейшим новгородским записям XVI—XVII вв.
эпонимическим героем Волхом или Волхвом, сыном Сло-вена-Славена, эпонима словен
Ильменских. Еще Костомаров справедливо отказался относиться к легендам об этих
персонажах, отраженных в «Иоакимовской летописи», «Мазуринском летописце» и
ряде других источников, как досужему вымыслу позднейших книжников. Разумеется,
следы книжной обработки в дошедших до нас вариантах сказаний присутствуют — как
присутствуют они, скажем, в «Книге завоеваний Ирландии» или «Младшей Эдде».
Однако в основе их лежат отлично известные фольклористам топонимические и
этиологические предания, и племенной эпос. Рассматривая былинного князя как
потомка эпонима, я уже говорил, что подобные герои существуют в эпосе множества
народов. М.М. Плисецкий указывал, что герои эпоса многих первобытных племен
называются просто по племенной принадлежности — «Гиляк», «Наш Гиляк». Вполне
возможно, что именно таким образом возникали герои-эпонимы — тезки своего
народа, все эти Чехи, Лехи, Русы, Саксноты, Эллины и Израили. Между тем
исследователи уже отметили определенную перекличку между этими сказаниями и
данными так называемых «лживых саг» или «саг о древних временах». Исследователи
ставят вопрос о предполагаемом существовании «исчезнувшего, условно
„северо-вос-точноевропейского эпоса“, видя его остатки, в частности, в
сообщениях „Иоакимовской летописи“. Как мы помним, перекличке данных этой
летописи с сообщениями „Тидрек саги“, одной из „лживых саг“, придавал большое
значение ОН. Азбелев. Для нас эти выводы тем более убедительны, что, говоря о
племенных истоках былинного эпоса, эпоса существовавшего на территории
расселения новгородцев, естественно было бы искать в былинах остатки племенного
эпоса предков новгородцев — ильменских словен. Здесь мы рассмотрим ряд былин,
явно перекликающихся с новгородскими легендами, как еще один фрагмент
„северо-восточноевропейского“ эпоса.
Глава 2 «Из-за моря Виряйского»: Словен Соловей Будимирович
Внимание исследователей давно привлекает своей поразительной для эпоса
бесконфликтностью былина о Соловье Будимировиче. Ее присоединение к Киевскому
циклу выглядит несколько искусственно. В ходе этого присоединения возникли две
концовки былины, характерные для былин киевского цикла и во многом текстуально
совпадающие с ними. Так, концовка, в которой Соловей неузнанным прибывает на
свадьбу своей жены, заимствована из былины о Добрыне и Алеше Поповиче. Другая,
позже записанная, строится на стандартном для киевских былин мотиве вражьего
войска, подходящего к городу в отсутствие героя. Очевидно, Филон Кмита
|
|