|
Оно восходит к седой древности Сынов Солнца — фараонов Египта и продолжается
вплоть до «короля-солнца», Людовика XIV и тому подобных фигур придворного
красноречия эпохи абсолютизма.
Однако именно в русском фольклоре и древнерусской культуре это отождествление
обретает очень конкретный смысл. В «Слове о полку Игореве» содержится такой
образный ряд:
Тяжко ти, голове, кроме плечю,
Зло ти, телу кроме головы,
Русской земли безъ Игоря.
Солице светится на небесе —
Игорь киязь въ Руской земли.
Это высказывание автор «Слова», кажется, относит к творческому наследию Бояна,
языческого полушамана, «Велесова внука». В.И. Стеллецкий в комментарии к
«Слову» высказал предположение, что это изречение «было... создано в связи с
убийством князя Игоря Рюриковича древлянами в 945 году и применено творцом
„Слова“ к Игорю Святославичу». И действительно, «головой» и «солнцем» Русской
земли скорее можно было назвать великого князя Киевского Игоря Рюриковича,
победителя уличей и печенегов, внушавшего ужас Византии, нежели его тезку,
правителя вполне заурядного Нов-город-Северского княжества.
Но эта аналогия понуждает нас обратиться к иному источнику, на сей раз —
фольклорному. Речь идет о так называемой «Голубиной книге», сочетающей
православную религиозную терминологию (Саваоф, Христос, Ерусалим и пр.) и
социальную терминологию Московской Руси («белый царь — всем царям царь») с
глубочайшей индоевропейской архаикой. Первые записи «Голубиной книги» относятся
как раз к московскому периоду, но упоминания о ней встречаются еще в житии
Авраамия Смоленского XIII века, причем заглавного героя жития за знакомство с
нею собираются отлучить от церкви. Как в Ригведе (X, 90), и явления Природы, и
слои общества происходят в «Голубиной книге» из космического тела
Первобога-Первочеловека. Причем «Солнце Красное — от лица Его», а «цари
православные — от честной главы». Выстраивается смысловой и образный ряд: князь
(«царь») — голова/лицо — Солнце. Былина качественно отличает Владимира от иных
«князей-бояр», но точно так же и «Голубиная книга» производит «князей-бояр» не
от «честной главы», а «от плеча» Первосущества.
Идея общества-тела, в котором «царь» соответствует голове, а «простые людины» —
ногам, встречается в летописи еще под 1015 годом. Любопытно, что летописец
пытается замаскировать языческий образ ссылкой на Исайю пророка, в то время,
как в тексте «Голубиной книги» насмешливо рассказывается, как
Цитал сию книгу сам Исай пророк,
Цитал он книгу ровно три году.
Процитал из книги ровно три листа.
Вызывает интерес и часто встречающийся в ранних записях титул былинного
Владимира «свет-государь». Интересен он тем, что, по сути, калькирует титул
славянского «главы глав» у Ибн Русте: «Свиет-малик». В договоре 911 года
упоминаются некие «светлые князья» «под рукой» Олега, носящего титул великого
князя. Если последний титул наши летописи связывают с призванием Рюрика и
созданием Руси, то «светлые князья» начала X века, очевидно, соответствуют
более ранним способам объединения — отдельных племен и союзов племен. Но для
былин — это титул верховного правителя Руси. То есть уже титул князя отражает
архаичность отображенного в былинах общества. Впрочем, мы уже говорили, что
брачная тема в былинах также относит их ко временам возникновения племен.
Любопытно также и еще одно обстоятельство. Как уже говорилось, миф о зарождении
общественных слоев из тела Первосущества в Ригведе и русской «Голубиной книге»
почти совпадает. При этом эти два мифа — единственные, где из тела
Первосущества возникают не только явления природы, но и части общества. Однако
существует одна немаловажная особенность — из головы Первосущества в Ригведе
наряду с Солнцем возникают не цари или князья, а брахманы (X, 90; 12), то есть
жрецы. Семантика былинного титула подчеркивает жреческий, сакральный характер
власти его носителя. О том же говорит и титул «свет-государь» — в славянских
языках понятия «света» и «святости» тесно взаимосвязаны.
В Ипатьевском списке «Повести временных лет» содержится предание, напрямую
объединяющее понятие Солнца, царя и жреца. Даждьбог, сын Сварога, по этому
преданию, был первым царем («Солнце-царь»), но при том выполнял чисто жреческие
функции — установил календарь и брачные законы.
Это наблюдение подкрепляют и конкретные черты былинного Владимира — черты не
дружинного вождя летописных племен, а сакрального, священного правителя, живого
кумира первобытности.
3. Неподвижность владык. Правитель как воплощение сакрального Центра
|
|