Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Европы :: Мифы Славян :: Лев Прозоров - Времена русских богатырей.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 91
 <<-
 
исчерпываются. Не менее ярким датирующим мотивом является архаичный образ 
священного правителя, в былинах конкретизирующийся в фигуре Владимира Красно 
Солнышко. От вех мрачных, словно могильные курганы и увенчанные черепами жертв 
столбы оград древних святилищ — дальше, в глубь веков, туда, где сияет 
солнечным светом титул владыки былинной Руси, красота и мудрость его супруги.



Глава 6 Князь стольно-киевский. Сакральный правитель в былинах

При внимательном рассмотрении былинного образа князя Владимира Красно Солнышко 
выявляется целый ряд архаичнейших черт, в сочетании с данными зарубежных 
источников, в первую очередь арабских, позволяющих отодвинуть дату зарождения 
русского эпоса и существования отраженных в нем общественных и культурных 
реалий по крайней мере в первую половину X века. Выше мы уже видели, что это 
неоднократно отмечалось самыми разными исследователями: А.А. Котляревским, Ф.И. 
Буслаевым, В.Ф. Миллером, И.П. Цапенко, В.В. Чердынцевым, наконец, Ю.И. Юдиным, 
И.Я. Фрояновым и С.Н. Азбелевым. Рассмотрим подробнее и конкретнее архаику, 
связанную с былинным образом правителя Руси.


1. Свет-Славич. Правитель как потомок героя-прародителя

Мало кто из исследователей обращал внимание на то, что в былинном эпосе 
Владимир Красно Солнышко носит не только отчество Святославович. Гораздо больше 
вариантов, где этот персонаж наделяется отчеством Всеславьевич или Сеславьевич. 
Поскольку великих князей киевских с такими именем и отчеством летопись не знала,
 то его молчаливо считали «искажением». Исключение составляли А. Н. Веселовский 
(см. ниже) и А. Соболевский, попытавшийся связать былинного князя с полоцким 
Владимиром Всеславичем XII—XIII вв., но такое отождествление было слишком 
очевидно в своей несостоятельности. Между тем пренебречь этим вариантом 
отчества никак нельзя. По наблюдениям В. В. Гацака, во всех ранних записях 
киевский князь фигурирует как Всеславьевич. «Летописное» отчество преобладает в 
записях былин с 40-х годов XX века, едва ли не под влиянием книжного 
«просвещения». До этого оно единично, в записях XVI— XVIII вв. вообще не 
встречается.

Существует еще один герой с точно таким же «двоящимся» отчеством. Это 
Волх-Вольга Всеславьевич-Свя-тославьевич. Схожесть отчеств этих двух персонажей 
подметил еще А.Н. Веселовский: «Волх зовется Всеславичем (Всеславьевич, 
Буслаевич, Всеслаевич, Святослав-гович, Святославович, Сеславьевич, 
Щеславьевич); кроме него русские былины дают это отчество еще Владимиру: 
Сеславич, Сеславьевич, Сыславич (показательно, что отчества Святославич в этом 
списке, составленном в конце XIX века, нет; это обстоятельство наглядно 
показывает, как поздно на самом деле „летописное“ отчество появилось в эпосе. — 
Л. П.). Это ставит их как бы в братские отношения». В случае Волха-Вольги 
двойное звучание имени вкупе с двойным отчеством привело к почти комическим 
последствиям. Герою «нашли» двух совершенно разных летописных «прототипов». 
Волх Всеславьевич оказался былинным «отражением» полоцкого князя-колдуна XI 
века, Всеслава Брячиславича, а Вольга Святославович — брата крестителя Руси, 
Олега Святославовича. Излишне говорить, что в биографии обоих князей было, 
мягко говоря, крайне мало общего с сюжетами былин о Волхе-Вольге. Разгадка 
достаточно проста: в былинах достаточно часто встречаются обороты вроде «Илья 
Муромец, все Иванович» или же «Илья Муромец, свет Иванович». Никто, однако, не 
говорит на этом основании о двух отчествах Муромца! «Загадка» отчеств Владимира 
и Вольги — попросту недоразумение. Речь следует вести об одном отчестве. 
«Владимир свет Славьевич» или же «все Славьевич». Вряд ли даже это отчество в 
современном смысле слова, скорее родовое имя порядка Рюрикович, Ольгович, 
Мономашич и пр. Подчеркивается происхождение князя от героя-эпонима, 
прародителя Славена или Словена новгородских преданий, Слава польской «Великой 
хроники». Трудно согласиться с теми авторами, что считают этого персонажа 
позднейшей выдумкой книжников. Герои-эпонимы существуют в эпосах самых разных 
народов. Достаточно вспомнить библейских Сима, Ханаана, Иуду, Израиля, 
греческих Даная, Иона, Эллина, германских Ирмина и Сакснота. Слав (Славен, 
Словен) принадлежит живой эпической традиции, а не умствованиям книжников 
заката Средневековья. Еще Весе-ловский предположил существование в эпической 
традиции героя по имени Слав, отца Волха и Владимира. Германское имя отца 
«русского конунга Вальдемара», то есть князя Владимира, Гертнит, он считал 
калькой, переводом русского Всеслав или Слав (от Hreidvid). Впрочем, говорить 
подробно об эпониме славян и его отражении в русском эпосе здесь не место. Тема 
отражения этой фигуры в былинах подробно развернута в третьей главе.

Это отчество привязывает Владимира к миру полумифических героев, основателей 
племен. Именно происхождение от прародителя племени по прямой линии в 
традиционном обществе давало право на власть.


2. Красное Солнышко. Семантика титула

Отождествление правителя с Солнцем — одно из самых ходовых в мировой истории. 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 91
 <<-