|
такой обычай осужден и рассматривается, как варварский». Опять исследователь
пытается приписать фольклору «правильную», «прогрессивную» точку зрения.
Соумирание жены Данилы Ловчанина вовсе не осуждается эпосом и не
рассматривается, как «варварство».
Впоследствии к той же теме обратился Б.А. Рыбаков. Он впервые произвел
сопоставление описания погребения руса у Ибн Русте, срубных гробниц IX—X вв.,
открытых Д.Я. Самоквасовым, и описания погребения Михаила Потыка с женой в
былине.
Первенство Б.А. Рыбакова в этом вопросе не должно удивлять. Стоит вспомнить,
что результаты исследований Самоквасова были опубликованы в 1916—1917 гг.,
когда русскому обществу было, мягко говоря, не до древних могильников — хватало
свежих могил, а затем, как уже говорилось, последовали не лучшие для изучения
исторической подоплеки былин годы. И лишь с окончанием Второй мировой войны
положение начало меняться к лучшему. Все изложенные соображения, разумеется, ни
в коей мере не умаляют ценности наблюдений Б.А. Рыбакова — самые яростные его
хулители не отрицают его глубоких познаний в археологии Древней Руси.
Сходство действительно бросается в глаза. Вот описание могилы руса у Ибн Русте:
«Когда у них умирает кто-нибудь из знатных, ему выкапывают могилу в виде
большого дома (здесь и далее выделено мною. — Л. П.), кладут его туда, и вместе
с ним кладут в ту же могилу его одежду и золотые браслеты, которые он носил.
Затем опускают туда .множество съестных припасов, сосуды с напитками и чеканную
монету. Наконец, туда опускают живую любимую жену покойника. После этого
отверстие могилы закладывают, и жена умирает в заточении». Здесь мы не
наблюдаем разве что коня и «боевой сбруи», впрочем, отсутствующих в большинстве
вариантов былины. Все остальное словно позаимствовано из былины про Потыка. И
могила «в виде большого дома» — «домовишечко» или «клеть» (сруб), в котором
можно расположить богатыря, жену (иногда даже коня!) и припасы на три года
вперед, явно просторен. Он и не низок:
Они сделали домовишечко,
Чтобы можно лежа лежать,
Лежа лежать, и сидя сидеть,
И стоя стоять.
По сюжету, богатырь в могиле бьет «змею» саблей или медными прутьями, что тоже
предполагает немалый простор.
В соответствии с былиной говорится о пищевых запасах, опускаемых в могилу.
Наконец, ярчайшая черта — жена руса должна быть похоронена с ним заживо, в
полном соответствии с былинной «заповедью». Любопытно, что в записи Кирши
Данилова былина заканчивается тем, что Потык со временем умирает, и теперь уже
его жена заживо отправляется с ним в могилу, на сей раз — навсегда. Таким
образом, получается совсем уж полное соответствие былины сообщению Иби Русте,
С другой стороны, не менее очевидны археологические параллели описанного
былиной и арабским путешественником погребения в срубных могилах Поднепровья.
«Погребения эти обычно находятся в больших подземных деревянных срубах („клеть“
„домовишечко“ былин, „могила в виде... дома“ Ибн Русте. — Л.П.), покрытых
бревенчатым перекатом („заворочали потолком дубовым“. — Л.П.), богатое
вооружение („збруя воинская“. — Л.П.), пышные одежды и драгоценные украшения
(„одежда и золотые браслеты“ Ибн Русте — О.В.), скелет коня и роскошная конская
утварь... В нескольких случаях погребенного сопровождает женщина». Рыбаков
дополняет это описание упоминанием сосудов с остатками еды и питья, что
окончательно сближает археологическую картину с описанной былинами и арабом.
Данные погребений дополняют картину, нарисованную арабским географом, и
полностью соответствуют былине. Что невозможно установить археологически, так
это — были ли живы в момент погребения женщины, сопровождавшие своих мужей в
мир иной; впрочем, археологи, сколько мне известно, и не ставили перед собой
задачи выяснить это.
Итак, параллели, проведенные Рыбаковым между сообщениями письменного источника
(Ибн Русте), фольклорного (былина) и археологического (срубные могилы),
действительно очевидны и несомненны. Заслуживает внимания и другое наблюдение
исследователя — о схожем погребальном обряде у дунайских болгар и, со ссылкой
на ОС. Ширинского, у моравов.
С чем, однако, решительно невозможно согласиться, так это с увязкой срубных
могил — и, соответственно, былинного сюжета — с христианством. Действительно, у
русов существовало огненное погребение, решительно неприемлемое с точки зрения
христиан. Но наряду с ним существовало и погребение в срубе, никак не связанное
с новой верой. Ибн Русте нигде не упоминает о христианстве русов и описывает
обряд погребения именно как племенной. В русской летописи есть как минимум два
указания на похороны в земле у заведомых язычников. Так, Ольга перед смертью
просит сына «не творити трызны над собою», ни словом не упоминая о кремации,
которая, по идее, гораздо больше должна была ужасать княгиню-христианку.
Характерно, что над срубными могилами находят останки тризны, — то есть именно
|
|