|
изменницу-жену рабыне (иногда он милует даже Чурилу, казня только свою супругу).
Алеша в большинстве вариантов спасает любимую от расправы, что собираются
учинить над ней суровые братья, и женится на ней. Нехарактерна кончина от
собственного оружия и для Добрыни. Единственно, что можно извлечь из
приведенных Чердынцевым примеров, так это органичность подобного исхода для
былинного эпоса. Однако исследователь отчего-то лишь бегло упомянул былину,
которая в любом варианте заканчивается самоубийством заглавного героя («Дунай»),
и вообще не упомянул ту, что заканчивается двойным самоубийством («Данило
Ловчанин»). Между тем обе эти былины и по известности, и по драматическому
напряжению — ярчайшие, пожалуй, в былинном эпосе.
Дунай в поединке лучников убивает свою жену, беременную чудесным младенцем.
Потрясенный содеянным, богатырь кидается на меч, и от его крови протекает река
Дунай. Былина о Дунае вдохновила величайшего русского художника XX века
Константина Васильева на одну из лучших его картин, а длинный ряд эскизов к ней
показывает, насколько высокий, истинно вагнеровский трагизм былинного сюжета
завладел сердцем живописца.
Наконец, Данило Ловчанин оказывается перед необходимостью скрестить оружие с
братьями — названным, Добрыней Никитичем, и родным, Никитой Денесьевичем, —
отправленными против него Владимиром, задумавшим жениться на жене Данилы,
Василисе Микуличне. Данило оказывается перед страшным выбором — либо стать
братоубийцей самому, либо обречь на эту участь своих братьев. Со словами «Где ж
это видано — брат на брата с боем идет!» богатырь бросается на свое копье. Его
жена, Василиса, просит дозволения проститься с телом мужа и, когда ее привозят
к мертвому Ловчанину, закалывается над его телом. Очень важны слова, которые
жена Ловчанина произносит перед смертью:
А 6ольша-де у нас заповедь клажона;
А который-де помрет, дак тут другой лягет.
Эти слова ясно показывают, что и в этой былине мы имеем дело с ритуалом, а не
действием под влиянием аффекта.
Вопреки Проппу, нет необходимости рассматривать эти слова, как заимствование из
былины про Михайло Потыка. Оба сюжета отражают древний обычай соумирания, и
более того, в былине о Потыке ключевым является не соумирание, а, как мы увидим
ниже, погребение заживо с умершим супругом. Наконец, Пропп здесь явно исходил
из своего убеждения о позднем, московском происхождении былины про Ловчанина и
его верную жену.
Трудно не согласиться с первым публикатором этой былины П.А. Бессоновым: «Едва
ли найдется произведение какой бы то ни было народной словесности, если взять
отдельную песню, а не ряд их, как ряд, например, песен, сцепленных в Одиссею,
которое превзойдет своей драматической силой эту русскую песню, где жена падает
на труп мужа добровольной жертвою супружеской любви и верности».
Таковы два самых ярких эпических сюжета, связанных с темой ритуального
самоубийства. Следует заметить, что от крови Сухмана также проистекает
Сухман-река, или Сохмат-река.
Древность былины о Дунае мало кем оспаривалась. Слишком велико в ней количество
архаических черт: жена Дуная, богатырка-поляница, их чудесный младенец,
рождение реки из их крови. Показательно в этом отношении мнение советского
фольклориста В. Калугина: «Возможно, что это вообще один из самых древних
сюжетов русского эпоса». Зато очень многие относили к поздним, московским даже
временам былину о гибели Данилы Ловча -нина и его верной жены. С.И. Дмитриева
вынуждена была доказывать распространение этой былины на Средней Мезени — в
регионе, который она вообще считала наиболее древним местом создания и
бытования былин. Из этого исследовательница делала вывод и о древности былины
про Ловчанина. Здесь я с ней соглашусь, но добавлю, что лучшим показателем
древности этой былины является само ее содержание — так же как и всех русских
былин, где положительные герои кончают жизнь самоубийством (а отрицательные в
былинах так не поступают).
В.Я. Пропп, рассматривая один из случаев самоубийства в былинах, с характерной
для него советской чопорностью заметил: «Народ не одобряет самоубийц». «Не
одобряет»(!) эта фраза достойна места в ряду самых сильных преуменьшений за
историю человечества. Вот как на самом деле выглыядело «неодобрение» самоубийц
православным крестьянством — а никакого другого «народа» во времена записи
былин в России просто не было: «Души самоубийц отходят к дьяволу. Самоубийц
признавали детьми дьявола, их дома разрушали. Дерево, на котором повесился
самоубийца, срубали... место, где произошло самоубийство, считается нечистым.
Их хоронили в стороне от кладбищ, у дорог, на границах полей... Могилы
самоубийц, особенно во время неурожаев и стихийных бедствий, разрывались и
осквернялись, а трупы пробивали осиновым колом.
При погребении самоубийцу... пробивали колом, калечили труп, протыкали иглой
или вбивали в рот железный гвоздь...»
|
|