|
В русском фольклоре есть ряд упоминаний о таком обычае. В одной песне ведьма
грозит молодцу: «из буйной головы ендову солью», в другой — описывается, как
она выполнила эту угрозу и похваляется — «из милого пью»! Записавший эту
последнюю песню славянофил А.С. Хомяков справедливо сравнивал ее с мифами о
сотворении мира из частей человеческого тела и древнейшими культами, вроде
культа Черной Матери Кали в Индии.
Наконец, есть сказка, в которой главный герой, не слишком оригинально названный
Иваном, как бы берет реванш. Угодив в подземное царство к слепому богатырю
Тарху Тараховичу, он пасет его скот. Богатырь запрещает Ивану ходить на некий
луг — туда летают девять молодых ведьм, дочерей Яги, и могут ослепить
попавшегося им — как ослепили в свое время его. Как всякий сказочный герой,
Иван немедленно нарушает запрет и, когда девять Ягишен прилетают на заповедный
луг, вступает с ними в схватку, убивает, делает из голов «чашки» и преподносит
слепцу Тарху.
На основании всего сказанного, я думаю, стоит отнестись к мотиву черепа-чаши в
русских былинах с полной серьезностью. Получается, однако же, удивительная вещь,
читатель, — два былинных богатыря, из которых один носит прозвище Поповича, а
другой, как говорилось, канонизирован русской православной церковью, совершают,
по сути, человеческие жертвоприношения и делают чаши из вражьих черепов! И как
тут не вспомнить оброненную Федором Буслаевым фразу о святотатственных с точки
зрения православия «поступках» Ильи Муравленина?!
Вряд ли такие обычаи могли сохраняться в дружинной среде, быт и нравы которой
отражают былины, после крещения. Именно эта среда стала носителем и проводником
новой веры на Руси. Многие языческие по происхождению обычаи бытовали в ней и
после принятия христианства, но определенно не в столь крайних формах. Так что
былины, содержащие мотив черепа-трофея, не могли сложиться после X века. То же
можно сказать и про следующий былинный мотив — ритуальные самоубийства.
Глава 4 «Порола себе груди белые». Ритуальные самоубийства в былинах
Мотив ритуального самоубийства в былинах ясно говорит об их глубокой древности.
Былинные самоубийства можно отнести к двум категориям: мужские и женские.
Женские (Катерина Микулична в былине «Чурило и Катерина», Василиса Микулична в
былине «Данило Ловча -нин», Софья Волховична в балладе Федор Колыщатой»)
одинаковы и по причине самоубийства — ею всегда является гибель любимого
мужчины, мужа или возлюбленного, — и по способу, которым героини кончают счеты
с жизнью. Всегда речь идет о том, что героиня закалывается, причем почти всегда
— двумя ножами, на которые она бросается «белой грудью». Это последнее
обстоятельство как раз указывает на ритуальный характер поступка былинных
героинь. Чтобы просто покончить с собой в состоянии горя и потрясения,
достаточно и одного ножа. Да, собственно, есть немало способов обойтись вообще
без холодного оружия, коими, увы, «с успехом», если так позволительно будет
выразиться, пользуются самоубийцы доныне. И однотипность способа свести счеты с
этим миром, и его сложность говорят о ритуале, а не о взрыве эмоций.
Несколько разнообразней причины и способы расстаться с жизнью у героев-мужчин.
Так, Сухман, тяжело раненный в бою с кочевниками, а затем обвиненный Владимиром
во лжи и брошенный в темницу-«погреб», попросту срывает повязки с ран. И смерть
героя, и его имя (Сухман, Сухмантий) напоминают героя скандинавского эпоса
Сигмунда, или Зигмунда, отца Сигурда-Зигфрида. После битвы с врагами, в которой
его покровитель, бог Один, внезапно встает на сторону противников героя,
Сигмунд запрещает себя лечить, срывает с ран повязки. Схожи и последние слова
витязей. Сухман: «Уж вы ой еси, мои раны кровавые... все за славный бился за
Киев-град, за ласкового князя, за Владимира. Он забыл... милость великую,
Красно Солнышко пекчи не стало мне, князь Владимир-от меня не возлюбил, вот не
для чего стало мне на свете жить». Последние слова Сигмунда зеркальны по
композиции, расположению фраз — и полностью подобны по содержанию: «Многие живы
от малой надежды, меня же бросили Боги; так что не позволю я себя лечить, не
хочет Один, чтоб мы обнажали меч, раз сам он его разбил; бился я в битвах, пока
ему было угодно». Просто удивительно, что на это соответствие не обратили
внимание ни норманнисты, давно и бесплодно ищущие хоть что-то похожее на
скандинавское влияние в древнерусской культуре, ни сторонники школы
заимствований.
Впрочем, Сухман-Сигмунд — исключение в русском эпосе. Обычно герои, как и
героини, закалываются, бросаются на копье, на меч. В.В. Чердынцев подробно
рассмотрел эту тему в своем исследовании, упомянув даже редкие записи, где
нехарактерный для сюжета финал с самоубийством присоединен к нему позднее. Так,
Бермята в одной из записей закалывается кинжалом после расправы над
изменницей-женой, Катериной Микуличной и ее соблазнителем Чурилой. Бросается на
нож Алеша Попович, ставший причиной гибели любимой — Алены Збро-довны. На копье
кидается Добрыня Никитич, униженный «бабой Латыгоркой».
Как уже сказано, самоубийство не характерно для этих героев и этих сюжетов.
Бермята чаще всего остается жить, иногда женится на разоблачившей
|
|