|
мировоззрении и в культовых действах». «Прежде всяких разговоров, по входе в
дом, — писал в позапрошлом столетии российский этнограф, — старообрядец снимает
шапку и моет руки; молитва, приносимая не совершенно чистыми руками, по их
мнению, не чиста». Былина, сводящая к умыванию русскую веру или, во всяком
случае, начинающая ее с умывания, сохранила древне-арийский, языческий подход к
вопросам веры.
Вот еще любопытный фрагмент былины. В одной из записей былины о том, как Дунай
и Добрыня добывали для Владимира Всеславича невесту, ее отец отвечает
сватам-богатырям:
Не отдам Опраксии за вашу-то веру поганую,
За поганую да за котельную,
Удивительно одно то, что эпос вдруг называет русскую веру поганой. Обыкновенно
сказители простодушно заставляют иноверцев называть погаными самих себя и свою
веру. Не только наш эпос отличается этим — в «Песне о Роланде» халиф сарацинов
называет своих подданных «родом проклятым» и клянется Юпитером и Аполлоном. В
армянском эпосе «Давид Сасунский» в идолопоклонстве «сознаются» арабы, а в
азербайджанском — «Книга отца нашего Коркута» — христиане («У меня идолов —
сорок два капища»).
Но еще любопытнее определение русской веры как «котельной». Котлы играли важную
роль в обрядности многих соседей Руси и славян. Огромный священный котел скифов,
сваренный царем Ариантом из медных жал скифских стрел (по одной с воина),
упоминает в своей «Истории» Геродот. Котлы упоминаются в описаниях святилищ
легендарной Биармии скандинавских саг (археолог и историк А.Л. Никитин весьма
убедительно показал, что эта страна располагалась не в Перми и не на берегах
Белого моря, но на Западной Двине). Наконец, огромную роль всевозможные котлы
играли в мифологии кельтов — вот где была воистину «котельная вера»! Именно
волшебные котлы чаще всего добывали в Ином Мире кельтские герои. Котел Дагды,
от которого никто не отходил не насытившись, и котел Кормака, из которого
каждый мог достать ту еду, какой пожелал; котел владыки Аннуна, подземной
страны, что не варил еду для трусов; котел Керидвен, в котором богиня сварила
напиток мудрости, и, наконец, котел возрождения, извлеченный из одного из озер
Ирландии и возвращавший жизнь умершим.
В русских преданиях котел чаще всего и является символом перерождения. В
сказках, использованных Ершовым при создании «Конька-Горбунка», добрый молодец
превращается, нырнув в кипящий котел, в неотразимого красавца, а злой и глупый
царь в этом котле находит лишь гибель. В предании «Жадный поп» главный персонаж
со святым Миколой — заместившим в народном сознании Велеса, бога загробного
мира, смерти, но и исцеления, изобилия — исцеляют царевну, разрубив ее на куски
и обмыв эти куски в котле. Та же тема звучит в песне-заклятьи на «коровью
смерть» — на крутой горе горят костры, над кострами — кипят котлы, в который
некие «старцы старые», поющие «про живот, про смерть, про весь род человеч»,
скидывают иссеченных и изрубленных животных — «весь живот поднебесный», однако
цель у них та же, что и у сказочных царевен или «Миколы»-Велеса из предания.
Сулят старцы старые
Всему миру животы долгие,
Как на ту ли на злую
Смерть Кладут старцы старые
Проклятьице великое!
Иссеченный, исколотый, сваренный в котлах под исполнение песен «живот» должен
стать неуязвимым для смерти. Но иногда котел обозначает и самою смерть, как в
загадке:
Стоит столб,
На столбе цветы,
Под цветом котел,
Над цветом орел.
Цветы срывает,
В котел бросает,
Цветов не убывает
И в котле не прибывает.
В древнерусских курганах — Черная Могила под Черниговом, Гнездово под
Смоленском — на погребальных кострищах устанавливали котел с костями и головой
барана — очевидно, жертвенного, съеденного на погребальном пиру. А в жилищах
некоторых толков и согласий старообрядцев стояли в красном углу чаны,
наполненные водою, — на эти котлы хозяева фактически молились богу — в самом
что ни на есть прямом смысле.
На всех этих примерах мы можем заключить, что христианское начало в русском
былинном эпосе — не исконно. Оно — сравнительно позднее наслоение, и наслоение
не ценностей — они остались прежними, языческими — а всего лишь слов и названий.
В этом вопросе правы Ф.И. Буслаев и А.А. Котляревский, а не В.В. Кожинов и
владыка Иоанн. По былинам можно проследить, как образовывалось это наслоение,
|
|