|
в обычае хранить в этих сооружениях-святилищах черепа. Так соединяются воедино
«бел-горюч камень» и мертвая голова из былины.
Еще в конце XI века из третий век как христианской Чехии приезжали на Рюген
паломники за пророчествами. Вполне допустимо и плавание на Рюген новгородских
удальцов, и плавание такое вполне было сопоставимо с посещением христианами
Иерусалима, которым и заменилось, очевидно, в былине, когда древняя религия
окончательно отошла в прошлое, Аркона была разрушена, а Рюген стал германским.
Это тем вероятнее, что происхождение новгородцев с южного берега Балтики, из
лежащих рядом с Рюгеном прибрежных краев, доказано — как говорит летопись,
«людие новгородские от рода ваояжска». На него указывают особенности
новгородского диалекта — сохранившиеся доселе в живой речи тех же поморов и
отразившиеся в знаменитых новгородских берестяных грамотах. На него же
указывает западнославянская керамика в древнейших слоях Новгорода и Пскова,
западнославянская конструкция новгородских укреплений, не имеющая подобий на
юге Руси, западнославянские хлебные печи, наконечники стрел и многие другие
археологические доказательства. Наконец, на переселение указывают черепа
древних новгородцев, ладожан и псковичей в могилах XI—XIII веков, вполне
подобные черепам балтийских славян-ободритов. Христианство в Новгородских
землях распространялось очень медленно — как мы помним, в конце XI века буйный
Господин Великий Новгород с редкостным, почти небывалым единодушием поднялся
против епископа за языческого жреца-волхва. В 1166 году новгородский
архиепископ Илья говорил своим священникам, что «земля наша недавно крещена», и
вспоминал, как очевидец, «первых попов». Где-то в то же время «Слово к невеждам
о посте» упоминает в ряду нехристианских народов, кроме булгар и половцев,
вятичей и словен-новгородцев. Так что авторитет святынь предков — балтийских
славян-варягов — в этих полуязыческих краях должен был сохраняться очень и
очень долго. Наконец, Рюген был просто ближе к Новгороду, чем тот же Иерусалим
или даже Царьград, а Новгород — ближе к Рюгену, чем Чехия, из которой туда
добирались пилигримы.
Итак, можно уверенно предположить, что в первоначальном варианте былины Василий
Буслаев «молиться ездил» не в христианский Иерусалим, а в его языческий аналог
— варяжскую Аркону на Рюгене. И уже много позже, когда средоточие древней веры
погибло, а сама вера даже в Новгороде если и не исчезла совсем, то слилась с
«народным православием» и перестала осознаваться как что-то отличное от него,
сказители «отправили» новгородского удальца в Палестину, причем в XIX веке этот
процесс еще не был завершен, так что по разным записям былин можно проследить,
как языческие реалии подменяются христианскими.
Однако даже в этом, охристианенном варианте былина «заставляет» Буслаева в
Иерусалиме кощунствовать над христианской святыней, купаясь в Иордане нагим.
Так же кощунствует он в Новгороде, без малейшего колебания поднимая руку на
крестного брата и даже на крестного отца-монаха, сопровождая смертоносный удар
палицы глумливым «Вот тебе яичко — Христос воскрес!» и разбивая колокол собора
Святой Софии — главной христианской святыни Новгорода.
Может быть, именно в свете противостояния Буслаева христианству следует
рассматривать загадочный эпизод в некоторых записях этой былины. Дело
происходит во время сражения Буслаева во главе своей дружины с «мужиками
новгородскими». Пленным дружинникам
Связаны ручки белые,
Им скованы ножки резвые,
И загнаны они во Почай-реку.
Поскольку дружинники Василия уже пленены, их прискорбное положение не есть
просто эпизод битвы. Это также не казнь: в Новгороде осужденных преступников по
приговору веча, бывало, сбрасывали с моста в реку, но никогда не загоняли в нее.
Пропп обращает внимание, что многие дружинники Буслаева происходят из глухих
окраин Новгородской земли: Костя — с Нового Торга, Торжка, Васька — с Белого
озера. Между тем в этих краях еще в начале XX века сельские жители могли
заставить батюшку кадить... каменным истуканам (такой случай действительно был
перед Первой мировой войной). За полтысячи лет до того местные жители изгоняли
из келий «святых» отшельников, а монахам, основывавших в этих дебрях монастыри,
приходилось действовать едва ли не партизанскими методами, с риском для жизни.
И архиепископ новгородский Макарий писал в 1534 году будущему Грозному царю, а
тогда — великому князю Московскому, что «в Чуди, и в Ижере, и в Кореле, и во
многих русских местах молбища идольские удержашася и до царствие великого князя
Василия Ивановича». Василий Иванович, отец Ивана Грозного, правил в 1505—1533
годах. Так что можно предположить, что речь идет о насильственном крещении
дружинников Василия.
Очень показательно, что кощунства Буслаева сходят ему с рук, пока он глумится
над христианскими святынями. Возмездие настигает его лишь при столкновении со
святынями Древней Веры — вещей головой и «бел-горюч камнем». Очень трудно,
чтобы не сказать — невозможно, согласовать такое содержание былины с мнением о
христианских-де основах русского эпоса.
|
|