|
руками.
Я не собираюсь обсуждать, чьи обычаи лучше — московские или немецкие. Можно
говорить о деспотизме московских царей, лишающих подданных средств самообороны,
а можно — о цивилизованности Московии, где меч или хотя бы кинжал не были, судя
по всему, насущной необходимостью для каждого мужчины (вырисовывается нелестная
для земляков Дюрера и Брейгеля аналогия с режуще-колющими «деталями
национального костюма» иных диковатых народцев). Просто замечу, что идеалы
современного «цивилизованного» общества в этом отношении все же ближе Москве,
нежели тогдашней вооруженной до зубов Европе.
Для нас важнее другое — былинные-то герои в этом отношении совсем не походят на
подданных государей Московских. Они походят на европейцев — и на русов X века,
рассказывая про которых, арабские путешественники вынуждены через слово
упоминать их мечи: «все они постоянно носят мечи» (Ибн Русте), «при каждом из
них имеется топор, нож и меч» (Ибн Фадлан). Тот же Ибн Фадлан сообщает, что
женщины русов носят на груди нож — вспоминается героиня былины, взявшая с собою
нож, выходя из дома.
Так же как и титул князя, ношение оружия былинными героями вне, так сказать,
боевых условий, помогают нам в нашем определении «возраста» былин. Былины
старше Московского княжества, возможно, старше и монгольских времен.
А вот старше ли они христианства? Былины наполняют «церквы соборные», «книги
Евангелия», «крест на вороте» — могут ли они служить определению «возраста»
былинных сюжетов и всего эпоса? Составляют ли христианские черты нечто
изначально присущее былинам, свидетельство о времени их зарождения — или
позднейшее наслоение, свидетельствующее лишь о том, что былинный эпос на
протяжении столетий бытовал в христианской стране.
Глава 2 Кресты и обереги. Христианство в былинах наслоение или почва?
В последнее время вновь в немалом количестве появляются публикации, призванные
доказать, будто духовной, нравственной и мировоззренческой основой русских
былин является православное христианство. Нельзя не уважать, скажем, стремления
покойного митрополита Иоанна Санкт-Петербургского и Ладожского послужить своей
вере таким образом; однако вполне правомерно будет задаться вопросом — а с
пригодными ли средствами была предпринята попытка достигнуть столь благородной
цели? Не впал ли достопочтенный иерей в излишнее полемическое преувеличение,
говоря о православных основах былин? Нечестно было бы спорить с очевидными
плодами увлеченности автора «Русской симфонии», вроде утверждения о «монашеском
служении» былинных богатырей. Слишком очевидна несостоятельность причисления к
монахам, да хотя бы сближения с ними, семейного — и, кстати, состоящего во
втором браке — Добрыни, «бабьего пересмешника» Алеши Поповича, Ильи Муромца,
прижившего вне брака дочь и сына (впрочем, в иных былинах упомянута и его жена).
Не стоит уж и вспоминать, что богатыри вовсе не чурались веселых пиров, нимало
не походящих на постные, чинные монастырские трапезы, и постоянно нарушали
шестую заповедь Моисееву (если кто-то из читателей позабыл, шестой в Библии
числится заповедь «не убий»).
Иной раз от людей светских, вроде бы профессиональных ученых приходится
выслушивать ничуть не менее странные вещи. Вот тот же Вадим Кожинов: «В
послереволюционное время усиленно насаждалось представление, согласно которому
русские былины — это выражение-де чисто языческого бытия и сознания». Да
помилуйте, хочется тут воскликнуть, кто, где и когда такое представление
«насаждал»?» В.Я. Пропп считал, что «эпос направлен против мифологии, как
мировоззрения» — читай, против язычества. Он, как мы помним, сводил к
«литературным приемам» все проявления языческой веры в оборотней и Хозяев
стихий, расценивал былину про Добрыню и Змею, как символ победы над язычеством.
Его главный оппонент в былиноведении, Б.А. Рыбаков, относил историческую
подоплеку большинства былин к уже христианской эпохе — концу X—XII векам, а над
религиозной подоплекой русского эпоса вообще, похоже, не задумывался. Тем паче
что, с точки зрения этого ученого, разница между христианством и язычеством не
была, как известно, принципиальной. Глашатаи же так называемого «научного
атеизма» вроде Михаила Иосифовича Шахновича заявляли, что «в русском эпосе
отразилась идея освобождения народа от древнего язычества» — ни больше ни
меньше!
Зато мы можем легко отыскать «представление, согласно которому русские былины —
это выражение чисто языческого бытия и сознания», у исследователей, живших
и работавших задолго до революции. Вот что писал А.А. Котляревский: до
христианства «была другая, более жизненная основа наших богатырских сказаний».
«Сказания о русских богатырях зародились не вдруг и не в эпоху Владимира
Святого: они были плодом всей предыдущей жизни народа». «Язычество ярко светит
еще в характере богатырей, и даже сам Владимир является в народной фантазии,
как чистый язычник».
Его единомышленник по мифологической школе, Ф.И. Буслаев, утверждал, что
|
|