|
зовется Самсоном Колыбаевичем, а в некоторых записях сохранилось уж вовсе
ничего христианского не содержащее Саксон Колыбаевич. Наконец, заглавный герой
былины «Хотен Блудович» превращается то в Фадея, то в Фотея, то в Горденко, то
даже в Котенко Блудовича. Какой простор для толкований и привязок по методу
Рыбакова!
У исследователей западного эпоса таких проблем не возникает. Во-первых,
католичество вовсе не требовало обязательно менять имя на греческое, латинское
или древнееврейское, как требовало того православие. На Западе даже в святые
попадали не только с библейскими именами (Фома Аквинский), но и с народными
(святая Хильдегарда), и даже с прозвищами — святого Франциска Ассизского звали
по-другому, а «Франческо», «французиком», острые на язык итальянцы прозвали
паренька за его худосочное изящество и мечтательность. Во-вторых, не знал Запад
и реформ вроде Петровских, когда некалендарные, народные имена превращались в
«прозвища», изгоняясь из официального оборота. В результате если для,
соответственно, британцев, немцев и французов Нового Времени имена Артура,
Зигфрида или Роланда звучали как вполне свои, хорошо знакомые и родные, то для
русских сказителей XVIII—XIX веков имена Хотена, Саура или Бермяты русскими уже
не казались. Отсюда и потребность «переделать» во что-то привычное, узнаваемое.
Обычно меняли по созвучию.
Но та же былина о Хотене опровергает взгляд на былины, как явление литературное,
плод чьего-то «творчества». Ведь в таком случае это «говорящее», достойное
озорного пера Баркова, имя-отчество главного героя непременно было бы обыграно
автором. Но нет — богатырь изображен достойным человеком, отстаивающим честь
оскорбленной матери и никак не «соответствующим» своему имени. И
свидетельствовать это может лишь об одном — даже в таком частном вроде бы
эпизоде, в описании вражды двух киевских придворных семей, сказители следовали
не за собственной фантазией, а за традицией, в основе которой, скорее всего,
лежал когда-то факт.
Путилов же вновь впадает в крайность, утверждая, будто в эпосе историчны лишь
имена, «встроенные», мол, сказителями в какие-то более древние сюжеты. Простое
знакомство с западным эпосом не оставляет от такого подхода камня на камне —
ведь, скажем, в «Песне о Роланде» историчны не только имена императора Карла и
его паладинов — Роланда, Оливье, но и основное событие, гибель Роланда с
дружиной в Пиренейских горах в бою с сарацинами. В «Песни о Нибелунгах» и «Саге
о Вольсун-гах» отражены не только имена реальных лиц — вождя гуннов
Аттилы-Этцеля-Атли, его супруги Ильдико-Кримхильды-Гудрун, ее брата, короля
бургундов Гунди-кария-Гунтера-Гуннара. Историчны и их связи, и факт истребления
Аттилой бургундского королевского дома. Король Артур действительно существовал
и сражался с саксами в битве при Бадоне. Так что, сколь ни ненадежны эпические
имена, оставлять их вовсе без внимания историку все же не годится.
Соблазнительно рассматривать как средство определения возраста былины
количество так называемой эпической фантастики. Одна загвоздка: а что считать
этой самой фантастикой? В былинах про Садко или про Добрыню с Маринкой
Кайдаловной для нас, конечно, фантастичны Морской Царь, ведьма Маринка со своим
любовником-Змеем, превращающая богатыря в «Тура-Золотые Рога». Однако не только
в Древней Руси, но даже и на Русском Севере времени собирания былин все это
было никакой не фантазией, а самой что ни на есть заурядной обыденностью. Про
то, как взывали к Морскому Царю знахари, как топили ему в жертву коней, я,
читатель, уже рассказывал. Ладно, если только коней — вот на Кольском
полуострове был случай, когда двое поморов, рыбопромышленников, повадились
«кормить» владычицу реки Кицка, «Кицку женку», регулярными... человеческими
жертвами! Да не ради спасения в бурю, как в былине про Садко, а ради постоянно
обильных уловов, поставляемых братьям, по общему убеждению, именно этой
властной особой.
Скорее уж сказочными, фантастическими были для сказителей, поморов да сибиряков,
неправославное имя героя, сам неведомый Новгород, гусли.
То же и с былиной про Маринку Кайдаловну и Добрыню Никитича. Непривычное имя
богатыря, гуляющего по неведомому Киеву с луком и стрелами, будто остяк или
самоед, князь, правящий Русью вместо государя-императора, — одним словом, все
то, что для нас сегодня является историчным и придавало в глазах сказителей и
слушателей сказочный ореол. В то же время любой из них наверняка знал не одну
историю про такую вот «еретницу, злу волшебницу» из соседнего, а то и своего
собственного села, полюбовницу огненного змея, способную в сердцах оборотить
прогневавшего ее доброго молодца загадочным и непонятным «туром» — если не кем
похуже. Собиратель фольклора Н.Е. Ончуков писал когда-то: «Чудесное в былинах
для печорца совсем не представляется чем-то особенным. Этим чудесным полна его
действительная жизнь, мир, его окружающий, полон чудес и необъясни-мостей: в
реках и особенно в озерах обитают водяные, в лесу — лешие, в собственном дому,
за печкой, хозяйничает домовой, вокруг оборотни, ведьмы, шишки, колдуны,
которые — рассерди их — и ныне обратят в гнедого тура».
С улыбкой вспоминаешь после этого попытки Проппа втиснуть мировоззрение
сказителей былин в прокрустовы рамки «исторического материализма», объявляя
оборотничество в них «поэтическим приемом», а веру в Морского Царя — утраченной.
|
|