|
западных хроник. В былинах нет «Владимира Мономаха, Тугоркана, Евпраксии
Всеволодовны, половецкого хана за княжеским столом».
Рыбаков не отрицал существование у русов докиевского эпоса и даже выявил
предположительно его основные темы (войны антов — которых он считал предками
русов — с «женоуправляемыми» сарматами, готами, гуннами-«хиновой»), но в
былинах «узнавал» его остатки лишь в тех крайне редких случаях, когда даже его,
довольно свободным, как вы, читатель, могли убедиться, методом, их не удавалось
свести к летописным «прототипам».
Тем же путем, который историк и филолог Вадим Ко-жинов едко, но точно сравнил с
поведением пьяницы, ищущего потерянный кошелек не там, где потерял, а там, где
искать светлее, следовали, к сожалению, и большинство последователей Б.А.
Рыбакова.
Однако не все. В статье «К вопросу о времени сложения былин» Р.С. Липец и М.Г.
Рабинович вновь, независимо, по-видимому, от В.В. Чердынцева, сформулировали
принципы датировки основ былинного эпоса: «Трудно предположить, что в былинах
могли быть введены искусственно архаические термины. Поэтому, когда встречаются
ранние и поздние термины, преимущество для хронологического приурочения должно
быть отдано более раннему термину». Ученые показали, что былины очень точно и
даже «любовно» воспроизводят вооружение воина Древней Руси, и не просто воина,
а конного латника, дружинника. Причем топор, основное оружие
общинника-ополченца едва ли не с антских времен по 1812 год, в былинах как
оружие даже не упоминается. Что, кстати, совпадает с выводами ученых,
заключающих из упоминаний о применении топора в домонгольской Руси, что знать
считала его оружием низким и применяла только против взбунтовавшихся смердов и
зверей на охоте. Второе оружие, наиболее естественное для ополченца, охотничье
копье-рогатина, упоминается лишь в руках «сыновьев-зятевьев» Соловья-разбойника,
нападающих на Илью Муромца, а отнюдь не богатырей.
Наблюдение исследователей можно и расширить. Третье оружие ополченца, лук,
упоминается в основном в связи с охотами и состязаниями. В бою его применяют
Илья Муромец (до вступления в богатырскую дружину, против оборотня-Соловья) и
Василий-Пьяница, человек отнюдь не богатырского круга.
Любопытно, что первым заметил это все тот же автор «Русских сказок», Василий
Алексеевич Левшин: «Русские богатыри считали за стыд сражаться чем-либо, кроме
ручного оружия, ибо убивать пращом или стрелою не вменяли в приличное человеку
храброму». В былинах эта неприязнь распространена, кажется, на все виды
метательного оружия, на само метание. Только враг-инородец, вроде Идолища, или
негодяй, вроде Тугарина, способен метнуть нож в противника — причем богатырь,
перехватив или отбив брошенный в него клинок, никогда не бросает его обратно в
хозяина, но вызывает напавшего на поединок или расправляется с ним ударом.
Русские богатыри бьют даже там, где естественней метнуть — Хотен Блудович
ударом, а не броском копья расшибает конек крыши дома враждебных ему Чусовых.
Стоящую на воротах дочь Соловья-разбойника, пытавшуюся убить Илью приворотным
брусом или по-иному, богатырь убивает не бросков, а ударом копья. Любопытно,
что и летопись хранит представление дружинно-княжеской среды о сугубой подлости,
неблагородстве броска: когда на Любечском съезде обсуждают подлость князя
Давыда, заманившего в ловушку и ослепившего князя Василька Теребовльского, ему
говорят «кинул ты нож в нас!». Как и в былинах, брошенный нож — знак
вероломства и подлости.
Вкупе с подробными описаниями в эпосе дружинных погребений IX—XI веков, эти
доводы служат не только датировке — «хронологическому приурочению», по
громоздкому определению Липец — былин временем не ранее XI века. Столь глубокое
знание дружинного быта былиной позволяет раз и навсегда похоронить теорию
«крестьянского» происхождения эпоса как идеологический миф, созданный
демократами и недалеко ушедшими от них славянофилами (кто не верит, тот может
взглянуть в «Семирамиду» Хомякова, где тот, желая, видимо, похвалить славян,
восхищенно описывает их... «плебейство» и «демократизм»). «Эта истинность и
скрупулезность в воссоздании воинского быта свидетельствуют о сложении
былинного эпоса в дружинной, а вовсе не крестьянской среде, где не могло быть
такого детального и „интимного“ знания всех реалий вооружения».
Датирующий аспект былинного оружия можно и углубить. В былинах «меч упоминается
рядом с саблей». Но когда былинный герой карает смертью неверную невесту или
жену («Иван Годинович», «Чурило и Катерина»), он обычно говорит — «женил я свою
саблю вострою». Понятно. Женить естественней предмет мужского рода — то есть
меч. Он, очевидно, и был в этих эпизодах изначально на месте сабли. Сабля же в
эпосе такая же чужачка, как «ружья кремневые» в древнейшей былине про Волха или
стрела, входящая в бок врага и выходящая из другого... пулей.
После обстоятельнейшего труда Р.С. Липец «Эпос и Древняя Русь» дружинное
происхождение былин следует считать не теорией, а окончательно доказанным
научным фактом, не считаться с которым можно, лишь закрыв глаза на
действительность «из высоких идейных соображений». Что советское былиноведение,
собственно, и сделало.
|
|