|
Яковлевича Фроянова и Юрия Ивановича Юдина — но это скорее уже новая ступень
былиноведения, и ее мы, читатель, рассмотрим отдельно.
Несколько позже фундаментального труда В.Я. Проппа к былинам обратился другой
исследователь, которому предстояло возродить историческую школу Всеволода
Миллера, естественно, без малейшего намека на аристократическое происхождение
былин — уже не раз появлявшийся на этих страницах Б.А. Рыбаков. Любопытно, что
его первое обращение к былинам лежит скорее в русле трудов Майкова, нежели
Миллера. Впервые, кажется, археолог сопоставил известные по раскопкам
погребения русов IX—XI вв. с описанием погребения богатыря в былине о Михаиле
Потыке. Оказалось, что былина эта содержит почти буквальное и очень точное
описание древнего обряда. К слову, это был бы блестящий довод против идеи
Проппа о непрерывной эволюции эпоса — какой смысл был из века в век описывать
давно исчезнувший обряд? В нем не было ни патриотизма, ни «классовой борьбы».
Увы, вскоре в запале споров с Проппом и его сторонниками Б.А. Рыбаков сошел с
этого многообещающего пути, предпочтя скользкую тропку подыскивания былинным
героям летописных прототипов. С полной силой это отразилось в его
фундаментальном исследовании «Древняя Русь. Предания. Былины. Летописи»,
вышедшем в 1963 году.
Рассмотрим, читатель, один из примеров подыскивания прототипов — сам Рыбаков
считал его, по-видимому, настолько удачным, что двадцать четыре года спустя
повторил его в учебном пособии «Русское народное поэтическое творчество» именно
как пример исследования исторической подоплеки былин.
«Былину о победе над Тугарином Змеевичем давно связывают с победой Владимира
Мономаха и Святополка над половецким ханом Тугорканом в 1096 г. В былинах о
Тугарине нередко действие происходит во дворце князя, где хан [?! былина
никогда не называет Тугарина ханом. — Л, П.] садится рядом с князем и княгиней
или обнимает Апраксу-королевишну. Реальный Тугоркан в 1094 г. женился на дочери
великого князя и на правах зятя действительно мог сидеть между Святополком и
его дочерью — своей женой. Вдова императора Генриха IV, Евпраксия, в эти годы
действительно вернулась на Русь к своему брату Владимиру Мономаху (ок. 1097 г.).
Былинная характеристика легкомысленной и податливой Апраксы-королевишны вполне
совпадает с данными немецких хроник, где Евпраксию называли „королевской
блудницей“...
В летописи под 1097 годом говорится... что союзник Тугоркана Боняк, очевидно с
целью гадания, начал выть в степи по-волчьи, «и волк ему и начата волки выть
мнози». Былина не забыла волков:
Да и едет Тугарин — ох да Змеевиць же
Впереди-то бужат да два серых волка.
Ни в одной былине с другим сюжетом сопровождающие волки не упоминаются.
Комплекс хронологических примет (Владимир Мономах, Тугоркан, Евпраксия
Всеволодовна, половецкий хан за княжеским столом, победа над «змеем», волки)
позволяет надежно сближать былину о Тугарине с важными для Руси событиями
1090-х годов».
На месте покойного академика, читатель, я поостерегся бы (чтоб не сказать —
постыдился) выступать с таким «толкованием», тем паче — дважды. Оно просто
напрашивается на ту уничижительную критику, которой подверг ее Б.Н. Путилов.
Очевидно, что все оно основано на первой фразе о том, что эту былину «давно
связывают с победой... над Тугорканом». То есть поиск доказательств
предпринимается как бы с заранее известным ответом. Отождествление и впрямь
давнее — его не избежал даже Пропп. Очевидно также, что все оно держится на
созвучии имен Тугарина и Тугоркана. Былинный Тугарин не князь и не «царь», как
именуют в былинах предводителей степных врагов-татар. У него нет войска. Он не
родич княгини, а ее «милый друг». Тугоркан, кстати, был тестем, а не зятем
Святополка: «нашли Тугоркана мертвого и взял его Святополк, как тестя своего».
Его, наконец, побеждает не князь, а богатырь. Так что, кроме созвучия, Тугарина
и Тугоркана не объединяет ничего. А если вспомнить, что имя Тугарин было вплоть
до XVI века включительно распространенным древнерусским именем, что в одном из
вариантов сказки о Марье Маревне так зовут главного героя-царевича, а само имя
яснее ясного выводится из древнерусского «Туга» — горе, печаль (так звали
хорватскую княжну, отсюда же наше «тужить») — то последняя связь между
Тугарином и Тугорканом рассыпается.
В случае с волками и вовсе можно ничего не комментировать — натяжка просто
режет глаза, однако необходимо отметить, что спутники-волки, вопреки Рыбакову,
ЕСТЬ у еще одного героя былин — у Сокольника.
Не лучше обстоит дело и с «Евпраксией»-Апраксой. Всякое ее значение для
датировки этой былины устраняется тем, что она — жена (а не сестра!) Владимира
в огромном большинстве былин Киевского цикла и ничем особенно не связана с этим
конкретным сюжетом. «Королевишна» она потому, что дочь «Ляховецкого»
(«Политовского», «Поморянского») короля. О ее «легкомыслии» поговорим ниже,
пока просто заметим, что и здесь ничего общего с «королевской блудницей»
|
|