|
Однако же, читатель, оставим разбор подобных нелепостей в фундаментальном труде
Проппа. Заметим только, что Рыбаков, хотя и не всегда удерживался от натяжек,
не подгонял настолько древний эпос под «линию партии». Впрочем, как писал сам
Владимир Яковлевич в предисловии к другой работе, «мы не будем их в этих
ошибках винить — их делали величайшие ученые; дело в том, что они не могли
мыслить иначе, что их мысли были обусловлены эпохой, в которой они жили, и
классом, к которому они принадлежали».
Нам любопытнее, читатель, выявленные Проппом в былинах следы первобытной
древности. Это, несомненно, племенной характер войн Вольги-Волха, отражение
погребальных обрядов в былине о Михаиле Потыке и так далее. Впрочем, и в этой
бочке не без ложки дегтя — часто исследователь, сделав поразительно верное и
меткое наблюдение, тут же дает ему столь же поразительное толкование. Так,
перебрав ряд былин о сватовстве («Иван Годинович», тот же «Михайло Потык»,
«Дунай»), Пропп делает верный вывод, что в эпосе резко осуждена женитьба на
чужеземках и одобряется брак со «своими», эндогамия, говоря по-научному. Но,
сделав это наблюдение, Пропп отчего-то приходит к выводу, что былины эти
отразили становление русского государства. Однако же государство-то не
эндогамно! Эндогамно племя. Открытая Проппом черта былин уводит нас в глубь
веков — во времена складывания племени из отдельных родов.
Благодаря отказу от поисков в былинах исторической конкретики в духе Всеволода
Миллера и его учеников, Пропп обнаружил в эпосе много таких очень древних черт,
которыми его предшественники пренебрегали, а то и вовсе не замечали их. Но тот
же отказ, отказ от идеи датирования былин вообще, помешал исследователю
правильно оценить важность находок.
Его последователи не исправили, а усугубили ошибки учителя — я прежде всего о
том же Борисе Путилове.
Надо отметить две интересные работы, появившиеся в свет вскоре после выхода
«Русского героического эпоса» Проппа.
И.П. Цапенко в книге «Питания розвитку герoiчного епосу схiдних слов'ян» (1963)
пользовался в основном методами исторической школы. Но изучение отношений
былинных героев привело его к выводу, что былины возникли до Средневековья, в
эпоху военной демократии. «Никто не может доказать, — писал киевский
исследователь, — что в Киеве не было какого-нибудь вождя по имени Владимир,
который жил бы в докняжеский период». Такое «посягательство на основы» не
прошло незамеченным. Реакция основателей новой исторической школы не заставила
себя долго ждать. Академик Рыбаков писал о работе Цапенко в тоне далеко не
академическом: «Последователи В.Я. Проппа (? — Л. П.) договорились (?! — Л. П.)
до того, что, стремясь увести весь эпос в глубокую первобытность, стали
сомневаться в тождестве былинного Владимира с Владимиром Святославичем».
Несколько сдержанней был последователь Рыбакова, Михаил Плисецкий, который,
кстати, не причислял Цапенко к последователям Проппа. Однако и он высказался
скорее эмоционально, нежели доказательно: Цапенко подверг сомнению тождество
«даже (! — Л. П.) былевого Владимира с Владимиром Святославичем».
Однако кроме эмоций и громких слов («договорились до», «стремясь увести»,
«даже») оба почтенных ученых мало что смогли противопоставить сомнениям Цапенко.
А основания для этих сомнений, как мы увидим, читатель, есть, и немалые. И
недаром правоверный «историк» Д.С. Лихачев писал примерно в то же время:
«Эпические социальные отношения не вполне совпадают с особенностями жизни
Киевского времени и рисуются в чертах, типичных для более раннего (выделено
мною. — Л. П.) времени». Впрочем, на том ученый и остановился.
В 1965 году геохимик В.В. Чердынцев завершил работу «Черты первобытно-общинного
строя в былинах». На целом ряде примеров в ней показывалось, что изображенное в
былинах общество в целом относится к догосударст-венным временам. Но даже более
ценным, чем отдельные находки, был сформулированный Чердынцевым метод
исследования и датировки былин: «Необходимо выявить те черты социального уклада,
которые содержатся в мотивах и сюжетах былин, но не определяют их, поэтому
могут сохраняться при эволюции эпоса. К подобным чертам относятся родственные
отношения, брачные условия (вспомним былинную эндогамию. — Л.П.), группировки
социальных сил, некоторые элементы идеологии былинных героев, условия смерти и
погребения». Напротив, не могли, по мысли исследователя, помочь в датировке
былин черты, сохранявшиеся от первобытных времен до «эпохи капитализма». Это
всевозможная ворожба (Волха ли Всеславича или Маринки Кайдаловны), вещие сны
(царицы Азвяговны в той же былине про Волха), нападения врагов, уплата дани.
К сожалению, «специалисты» пренебрегли работой геохимика, не помог даже
одобрительный отзыв Владимира Яковлевича Проппа. Работа его долгие годы лежала
в архиве неизданной и увидела свет лишь после смерти ученого, в 1998 году,
когда профессиональные историки и фольклористы повторили многие находки и
открытия ее автора.
Венцом и вершиной школы Проппа можно было бы считать «Былинную историю» Игоря
|
|