|
Я согласен, читатель, с теми, кто считает, что Сталин, который в те годы
прибирал к рукам власть в молодой Советской державе, был гением. Но даже для
гения задача, которую он поставил перед собой, была неразрешима — как
неразрешима была бы для него и любого другого задача вечного двигателя. Сталин
пытался построить империю, Русское государство, на основе изначально
антинациональной и антигосударственной идеи Маркса и Энгельса. Задача
потребовала от него обращения к корням, к истокам русской культуры — и вождь
обратился к ним. Но идеология не оставляла места для идей аристократии и
требовала оставить имя творца только за «народом». И Сталин взялся за решение
этой неразрешимой задачи со всей силой и неутомимым упорством, отличавшими
этого человека.
«Дискуссия по вопросам эпоса», развернувшаяся с подачи вождя в советской прессе
в середине тридцатых, на долгие десятилетия заморозила любые исследования
происхождения былин. Было решено считать их «народным творчеством» — и точка.
«Теория» — а на деле всего лишь признание факта — княжеско-дружинного
происхождения былинного эпоса была заброшена на многие годы. Рыбаков, споря с
Проппом, отмечал, что есть черта, объединяющая его с соперником — решительное
неприятие «аристократической теории происхождения эпоса». Даже когда советские
ученые наткнулись на факты, в очередной раз подтвердившие правоту Всеволода
Миллера, — ничего не изменилось.
В разгроме старой исторической школы, пожалуй, одно только и было хорошо —
вместе с нею рухнула идея об исключительной связи былин с Киевским и даже
Московским государством. Это расчистило путь для исследований догосударственной
старины в былинах.
«Русские имели эпос задолго до образования Киевского государства. На Киевскую
эпоху падает его расцвет. Подобно тому, как советские историки не начинают
русской истории с образования Киевской Руси, мы не можем начинать историю
русского эпоса с образования киевского цикла былин», — писал В.Я. Пропп в труде
«Русский героический эпос».
Сейчас ученики и последователи Владимира Яковлевича иногда изображают его
противостояние с Борисом Александровичем Рыбаковым как этакое столкновение
свободномыслящего, не зашоренного идеологией ученого с академическим
чиновником-сталинистом. Разумеется, это не так. Пропп был таким же сыном своего
времени и своей страны, как и Рыбаков. И надобно еще посмотреть — кто из ученых
ревностней следовал велениям времени.
Вот Пропп спешит очистить «народ» от подозрений в идеализме и мистике. «В
былине прямой веры в оборотничество уже нет, оно использовано только, как
поэтический прием». Это про былину о Вольге-Волхе. А вот про Садко: «образ
морского царя не составляет уже предмет веры. Он — поэтическое олицетворение
моря».
Вера в оборотней не исчезла до сих пор — про бабку пишущего эти строки трезвые
и здравомыслящие в общем-то люди рассказывали, что она перекидывалась
медведицей и черной кошкой. А уж во времена, когда записывали былины, эта вера
и вовсе была всеобщей — по крайности, среди тех, кто былины пел. И о каком
«поэтическом приеме» можно говорить, когда Волх то загоняет в сети рыбу,
обернувшись щукой, то превращает свое войско в муравьев, чтобы забраться во
вражью крепость? «Поэтический прием» — это когда в «Слове о полку Игореве»
Ярославна говорит, что «полетит кукушкой по Дунаю» — хотя так ни в кого не
превращается и никуда не летит. Это когда муж Ярославны, князь Игорь, из плена
половецкого «соколом полетел», а его спутник-пособник, половец Овлур, «волком
побежал», — еще можно говорить о «поэтическом приеме» — хотя и на «Слове» лежит
тень «настоящих» оборотней вроде Велесова внука Бояна или князя-чародея
Всеслава Полоцкого. «Поэтическому олицетворению моря» русские крестьяне еще в
XIX веке приносили в жертву коней — животных, скажем так, не лишних в хозяйстве.
К нему взывали в заговорах знахари («царь водяной и царица водяная, дайте воды
на здоровье»), у него наряду с повелителями Земли и Неба просил на сон грядущий
прощения русский мужик:
«Царь морской,
царь земляной,
царь небесный —
прости мою душеньку грешную».
Если все это не вера — то что тогда вера? Кроме материализма, ученый «обогатил»
былины про-грессизмом («эпос... смотрит в будущее») и, конечно же, классовым
сознанием («в Илье пробуждается сознание своей классовой принадлежности»).
Последнее» честно говоря, к марксовой науке о классах никакого отношения не
имеет, поскольку бродячий воитель Илья никак с производством не связан, а стало
быть, и ни к какому «классу» не может принадлежать — типичный «деклассированный
элемент». Более того, В двух былинах, где Проппу было угодно усмотреть
классовую борьбу («Ссора Ильи с Владимиром» и «Хотен Блудович»), главные герои
оказываются хозяевами холопов-«паробков». То есть — о ужас! — принадлежат к
классу... рабовладельцев!
|
|