|
детальная разработка способов исторического толкования русского эпоса
принадлежит уже знакомому нам Всеволоду Миллеру (брату мифологиста Ореста
Миллера). Именно он стал общепризнанным главой исторической школы и определил
ее лицо почти на сто лет вперед.
Именно ему принадлежит заслуга постановки вопроса о месте и общественной среде
складывания былин. Он впервые обратил внимание на то, что былины почти
отсутствуют на землях собственно Киевской Руси, в особенности на Украине.
Существуют же они почти исключительно на Русском Севере.
К сожалению, на это наблюдение не обратили должного внимания. Твердая
убежденность в «общерусском» происхождении былин и их некогда якобы широкой
распространенности помешала исследователям в полной мере оценить наблюдение
Миллера. В основном исходя из того, что былины-де некогда существовали по всей
Руси, пытались понять, отчего они так «сузили» свой ареал. М. Халанский и С.
Шамбинаго высказали идею о московском происхождении былин, что вызвало
возражения со стороны самого Всеволода Миллера. Он напомнил, что нравы,
изображенные в былинах — с достаточно свободным отношением к князю,
независимостью женщин, — далеки от «отатарившейся» Москвы.
Но исследователи еще долго — до второй половины XX столетия — и вполне
безуспешно искали «следы» былинного эпоса в Белоруссии и на Украине.
Несколько лучше была судьба так называемой «аристократической теории
происхождения эпоса», созданной Всеволодом Миллером. Ученый резко выступил
против романтического представления о сотворении эпоса неким безликим «народом»,
все составляющие которого «принимали равное участие в подвигах», «каждый
испытывал возбужденное и одинаково направленное духовное настроение». «Окажется,
что такого народа этнография, а тем более история не может указать, что такой
народ — создание теории», — писал Миллер. «Казалось вероятным и правдоподобным,
что русский крестьянин в прежние века мог создать богатырскую песнь,
воспевающую подвиги национальных героев. А между тем, как были бы удивлены те
же исследователи, если бы современный крестьянин, не научившийся грамоте,
откликнулся бы эпической песнью на подвиг какого-нибудь современного русского
полководца. Такое же преувеличенное понятие существует о памятливости народа.
Житейский опыт показывает, что в неграмотной крестьянской среде события,
случившиеся сто лет или полтораста тому назад, спутываются и основательно
забываются».
Здесь я прерву цитату, читатель, чтобы проиллюстрировать суждение Миллера
наглядным примером. Очень показательна судьба преданий о Полтавской битве,
записанных в XIX веке, то есть как раз полтораста лет спустя. В одном из них
судьба «Платавской» баталии решается поединком казака Рыжечки со шведским
поединщиком-великаном, закованным вместе с конем в железные латы
[2]. Это предание записано от грамотного и даже начитанного, судя по всему,
казака; в другом, записанном от крестьяни на, Петр просит дозволения пойти под
«Платаву» шведов бить, у... «дедушки Суворова» (!!!). Тот не дает дозволения,
покуда, по приглашению царя, не встает ему на правую ногу и не видит с этой
наблюдательной позиции «весь ангельский чин» в небесах.
От события до его, с позволения сказать, отображения, прошло менее двухсот лет.
«Случайная передача былин от поколения к поколению, — пишет В.Ф. Миллер, — если
б она всегда была только такова, не могла бы донести до нас старинного былевого
репертуара не только отдаленных времен, но даже XVI или XVIII веков».
Исследователь приходит к выводу, что былины «разносили в народе»
профессиональные сказители.
Но это — пути распространения былин в народе, возникновение же их связано с
совсем другой средой, где, соответственно, и выучивали их певцы-профессионалы.
По мнению Всеволода Миллера, былинная «поэзия всегда носила аристократический
характер, была, так сказать, изящной литературой высшего, наиболее
просвещенного класса, более других слоев населения проникнувшегося национальным
сознанием... Если эти эпические песни, княжеские и дружинные, и доходили до
низшего слоя народа, то могли только искажаться в этой темной среде».
Слышали бы напудренные снобы начала XIX века, что именно мужики, эти презренные
«Кирши Даниловы», хранили аристократическую культуру Древней Руси!
Это суждение, однако, хотя и стало общепринятым в исторической школе
былиноведения, шло настолько вразрез с истерическим народопоклонством русской
интеллигенции — от славянофила Хомякова с его «Семирамидой» до радикала
Некрасова с его «Железной дорогой», — что ему была уготована участь вопиющего в
пустыне. А по захвату власти упомянутой интеллигенцией — «идейный и
организационный разгром», завершившийся унизительным публичным покаянием одного
из лучших учеников Всеволода Миллера, Ю.М. Соколова, в 1937 (!) году.
Впрочем, об этом и об исследованиях второй половины XX века, окончательно
подтвердивших правоту В.Ф. Миллера, будет подробно сказано ниже.
|
|