|
Однажды, когда она с подругами бродила по прибрежному лугу, из моря вышел
необыкновенный, златошерстый бык. Он был настолько эффектен, красив и кроток,
что никому не внушал страха. Поэтому, когда он склонил колена перед Европой,
будто приглашая ее взобраться к нему на спину, царская дочь со смехом уселась
на
него и предложила остальным девушкам последовать ее примеру. Но бык, видимо, не
был склонен к подобным массовым увеселениям. Он вскочил на ноги и помчался к
берегу.
Напрасно молила Европа о помощи - бык погрузился в волны и поплыл в
открытое море. А вскоре царевна уже забыла о страхе и все больше и больше
удивлялась. В самом деле, быки не имеют привычки плавать по морям. К тому же
непонятно, почему с таким почтением приветствуют быка все обитатели Посейдонова
царства, а сам владыка моря укрощает волны и обеспечивает безопасную дорогу
путникам.
И тут, как обычно бывает в сказках, заговорил бык человечьим голосом и
признался, что он не кто-нибудь, а сам Зевс, что он полюбил царевну и намерен
сыграть с ней свадьбу на острове Крите - вдали от гневных взоров ревнивой
хозяйки Олимпа.
Вот как объясняли в мифах название Европейского материка (впервые он был
так обозначен в VI веке до нашей эры). И это общее правило: возникшие в
глубокой
древности географические наименования, обозначения народов связывались, как
правило, с именами богов, героев или царей - тоже, разумеется, мифических.
Так появились названия, связанные с именами братьев Европы, которых отец
отослал на поиски пропавшей сестры, запретив под страхом смерти возвращаться на
родину без нее. Феникс ушел недалеко и на берегу Средиземного моря основал
Финикию. Килик остановился на юге Малой Азии и стал царем Киликии. Кадм
добрался
до Греции, где построил крепость Кадмею, вокруг которой потом выросли Фивы.
Сыном единственной супружеской пары - Девкалиона и Пирры, уцелевшей после
всемирного потопа, уничтожившего род людской, был Эллин. Его считали
родоначальником греческого народа, он же дал имя сначала маленькому городку в
Фессалии, а затем и всей Греции - Эллада.
Узнав о гибели своих сыновей от рук коварных Данаид, брат Даная, владевший
обширным царством, раскинувшимся по берегам Нила, умер с горя, оставив, однако,
память о себе в названии страны.
Имя его было Египт.
Царь дарданов Ил, одержав победу во Фригии, получил в награду 50 юношей и
девушек и корову. Оракул повелел ему отправиться вслед за коровой и там, где
она
остановится и ляжет на траву, основать город. Животное дошло почти до моря и
улеглось у подножия холма. Там Ил и начал строить крепость, получившую название
Илион (Троя).
ПОСЛЕДНЕЕ БЛАГОДЕЯНИЕ АФИНЫ
Столица Аттики была названа в честь Афины. И не без оснований. Когда-то с
ней соперничал Посейдон, мечтавший получить во владение эту богатую область.
Тяжба затянулась, и боги обратились к Зевсу. Но тот не пожелал брать на себя
ответственность и переложил ее на плечи основателя Афин - царя Кекропа.
Настал день суда. Зевс постановил: власть будет принадлежать тому, кто
принесет более ценный дар стране.
И тогда Посейдон, подняв трезубец, ударил им в гранитную скалу. Она
раскололась, и оттуда хлынула вода.
"Отныне здесь вечно будет бить источник", - гордо произнес бог, уверенный,
что ничего лучшего для города придумать нельзя.
Подняла копье Афина и вонзила его в землю. И тотчас же выросла
вечнозеленая олива, усыпанная золотистыми плодами.
Кекроп был покорен. Он присудил победу мудрой дочери Зевса, обещавшей
людям изобилие и радость.
Об этом споре греки никогда не забывали. На протяжении ряда веков они
показывали трещину в скале - ту самую, которую оставил трезубец морского бога,
и
оливу, за которой тщательно следили и ухаживали. И им казалось естественным,
что
их город, который опекала богиня мудрости, покровительница ремесла, стал
культурным центром тогдашнего мира, собравшим лучших поэтов, художников и
ученых.
Жители других греческих полисов тоже считали себя избранниками богов.
Каждый город гордился своими покровителями - будь то боги или легендарные герои,
от которых происходил тот или иной народ. Жертвы приносились и умершим
гражданам: они охраняли страну, если им продолжали оказывать почет.
"Совещайтесь всегда в присутствии большинства", - советовал оракул
мегарянам, спрашивавшим, от чего зависит благополучие их города. Большинство же
|
|