|
его просьбе - одел его темно-зеленой хвоей и превратил в дерево плача и тоски.
И
с тех пор у дверей дома, где есть покойник, греки вешали ветвь кипариса, его
хвоей украшали погребальные костры и сажали кипарисы у могил.
Естественно, что современный человек совершенно иначе смотрит на вещи, чем
первобытный. Нет, он вовсе не утратил способности удивляться, а кое-что в науке
и технике ему и поныне кажется чудом. И все-таки ко многому он относится
спокойнее и более трезво. Древние были ближе к природе и, не зная еще ее
законов, не проникнув в ее тайны, наделяли ее божественной силой и очень остро
воспринимали ее. Скалы и ущелья, леса и реки, моря и вулканы - все это было
загадкой, волнующей и привлекательной. Небо - это целый мир, своего рода
звездная книга, которую в те времена многие могли прочесть.
Так ли уж часто нынешнее дитя города, любуется небосводом, а главное - так
ли уж много среди образованных людей тех, кто хотя бы разбирается в созвездиях?
Осуждать, конечно, их нельзя - это своего рода плата за тот уровень культуры,
которого добилось человечество, нередко находящее сейчас поэзию в том, что
древним показалось бы чистейшей нелепостью.
А первобытный человек действительно верил в самые невероятные чудеса, в
самые необыкновенные превращения: в то, что человек может стать растением, что
неодушевленный предмет обладает загадочной силой, что все природные явления -
результат деятельности богов.
И в этом основное отличие мифа от обычной сказки, которую ни сам
рассказчик, ни его слушатели всерьез - как истину - не воспринимают.
Другое, не менее важное отличие: сказка не связана ни с какими
религиозными обрядами и поклонением ее героям. Всякий же, кто верит в миф,
обязательно совершает какие-то обряды, и в этом, в частности, неумолимая связь
мифа с религией. До поры до времени! До того времени, пока верующий не
усомнится
в правдивости сказания.
Что такое эхо?
Загадка. Непостижимое явление!
Как его объяснить? И рождается миф, по которому Эхо-это нимфа,
поплатившаяся за свою болтливость. Она взяла на себя неблагодарную миссию
отвлекать Геру разговорами, пока Зевс в горах любезничал с нимфами. И
всесильной
богине ни разу не удавалось поймать супруга с поличным. Поняв, что ее дурачат,
владычица Олимпа изрекла: "Пусть навсегда умолкнет твой язык, который обманывал
меня!"
И с тех пор Эхо обречена лишь откликаться на чужую речь, повторяя жалкие
концы слов. (В Олимпии был даже выстроен портик, получивший название Портика
Эхо: голос в нем повторялся до семи раз!)
Почему же никто не видел эту злосчастную нимфу? Оказывается, она
превратилась в камень, иссохнув от безнадежной страсти к самовлюбленному
Нарциссу. Правда, это была не единственная жертва надменного красавца: никого
не
любил он, кроме себя, многих нимф сделала несчастными его спесивая гордость. И,
наконец, одна из отвергнутых прокляла его: "Пусть не ответит ему взаимностью
тот, кого он полюбит!"
И Нарцисс влюбился - отчаянно, безумно и безнадежно. В свое собственное
изображение. Он увидел себя в зеркале воды и с тех пор потерял покой. Сколько
ни
погружал он обе руки в волны, чтобы обнять себя, все было тщетно!
Он не ел, не пил, не спал, не в силах отойти от ручья, и таял буквально на
глазах, пока, наконец, боги не послали ему спасительную смерть. А там, где
склонилась его голова, вырос душистый белый цветок холодной, безнадежной
красоты
- нарцисс.
Первоначально миф о Нарциссе служил одной цели - объяснить происхождение
этого цветка. Но отношение к мифам у греков постепенно менялось. Наивность
древних сказаний становилась все более очевидной. И все чаще пытливые эллины
искали в мифах ответа на совсем иные вопросы. Тот же миф о Нарциссе позднее
рассматривался ими как своего рода приговор индивидуализму, созерцательному
углублению в собственные переживания: красота для себя теряет всякий смысл и
обречена на гибель.
ПРОПАЛА ЕВРОПА
Дочери финикийского царя Европе приснился странный сон: две женщины, две
части света, яростно спорили из-за нее.
"Она родилась на моей земле, я воспитала ее", - утверждала одна. Ее звали
Азией-в честь жены титана Прометея.
"Нет, ее именем будут называть меня", - возражала вторая, безымянная.
Царевна в тревоге пробудилась: шутка ли - ее имя хотят дать целому
континенту! Обратилась она к отцу за советом, но ничего вразумительного от него
не услышала.
|
|