|
и
решили испытать судьбу: они просто изгнали властолюбца. И обошлось. Никаких
указаний свыше не последовало. Но Писистрат оказался изобретательным политиком.
Он вторично вступил в город-на сей раз... в присутствии самой богини. Найдя
красивую высокую женщину, он обрядил ее в военную одежду, дал в руки оружие,
поставил на колесницу и двинулся в путь, послав вперед глашатаев, с трепетом
возглашавших: "Афиняне, примите с добрым чувством Писистрата: сама Афина
почтила
его больше всех людей и теперь возвращает в свой акрополь!"
Добропорядочные жители города поверили, и пропагандистский трюк увенчался
успехом. Но, видно, богиня строже относилась к Писистрату и не очень-то
поддерживала его. Во всяком случае, в течение 32 лет его правления трижды ему
приходилось бежать из города, а из его наследников, усердно клявшихся в любви к
Афине, одного граждане изгнали, а другого убили. Совершенно очевидно, что
богиня
мудрости явно не признавала тирании и предпочитала более справедливое
государственное устройство - демократию. Правда, эта демократия благополучно
сочеталась с рабством, но афиняне не мыслили себе иного общества, кроме
рабовладельческого. И хотя еще Гомер писал, что рабство убивает все лучшее, что
есть в человеке, афиняне все же были твердо убеждены в том, что раба,
собственно
говоря, и не следует считать человеком. Поэтому демократия (что значит
"народное
правление") для греков означала правление избранных, то есть тех, кто достоин
именоваться гражданином. Этого гордого звания лишены были, между прочим,
чужеземцы и даже те, кто родился, например, от афинянина и неафинянки.
Фактически лишь 20-30 тысяч граждан могли участвовать в народном собрании и
решать дела государства. Именно такой порядок, по мнению афинян, был угоден
богине.
ВЗЛЕТЕВ НАД ГРЕШНОЮ ЗЕМЛЕЙ
Боги завистливы и честолюбивы. Они, не колеблясь, расправляются со своими
соперниками. Люди же оказались восприимчивыми учениками и нередко забывали
древнюю пословицу: "Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку".
Легендарный художник и строитель Дедал находился под особым
покровительством Афины и, видимо, решил, что ему может все сойти с рук.
Мастером
он был непревзойденным. Именно он будто бы изобрел рубанок, отвес, клей. Он же
создавал тончайшие изделия из дерева и металла, придумал инкрустацию из
слоновой
кости. Художник, скульптор, архитектор, изобретатель-это был какой-то Леонардо
да Винчи древнейшей эпохи. Авторитет его долго оставался незыблемым, пока...
Пока
не подрос его племянник, обнаруживший явно нездоровую склонность превзойти
своего наставника: он уже успел изобрести пилу, циркуль, гончарный круг.
Дедал своевременно оценил опасность со стороны любимого ученика и поступил
с ним по-родственному: заманил на крышу храма на акрополе и столкнул его оттуда.
Афиняне не посчитались с былыми заслугами великого мастера. Они считали,
что никакие достоинства не могут компенсировать пролитой крови, и потому Дедалу
пришлось бежать из Афин. Он отправился на Крит, к царю Миносу. И тут его талант
развернулся в полной мере.
Он построил невероятно запутанный дворец со множеством комнат и коридоров,
в центре которого Минос скрывал своего чудовищного потомка - получеловека-
полубыка, прозванного Минотавром. Войти в этот дворец мог любой, но уж
выбраться
из него не удавалось никому. Одного этого здания-Лабиринта - было достаточно,
чтобы прославить его строителя. Но Дедал удивлял мир и своими скульптурами.
Статуи других художников напоминали застывшие мумии - с закрытыми глазами,
тесно
прижатыми к телу руками, сдвинутыми ногами. Дедал же заставил свои статуи...
двигаться, сделал их живыми.
Статуи Дедала считались вообще образцом в изобразительном искусстве
античности. Греки классической поры отдавали предпочтение произведениям,
абсолютно точно копировавшим жизнь. Наивысшей похвалы удостаивались те творения,
которые можно было принять за подлинные предметы. Широко известен был рассказ о
художниках, соревновавшихся между собой: один нарисовал виноград, и он
получился
настолько аппетитным, что у зрителей текли слюнки, а плохо разбирающиеся в
искусстве птицы прилетали его клевать. Его соперник выставил картину с тем же
виноградом, но, чтобы уберечь его от соблазнов, завесил его. Обман был раскрыт
и
|
|